Строить дороги надежно и недорого
В Иркутске проходит ежегодная выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», на которой свою продукцию и проекты представляют более 40 компаний из Москвы, Челябинска, Красноярска, Кемерово и других городов России. В открытии выставки приняли участие заместители руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов и Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк. В этот же день с ними встретился губернатор Приангарья Сергей Левченко.
На встрече Игорь Астахов обратил внимание главы региона на состояние федеральных трасс, которые разрушаются из-за перевозимых по ним грузов сверх нормативной нагрузки. В частности, речь шла о трассе «Вилюй», по которой транспортируется большая часть грузов для строительства трубопровода «Сила Сибири».
– Мы последние три года значительные средства вкладывали на приведение этой дороги в нормативное состояние – из 530 км осталось всего 44 гравийных на этой дороге. Но мы-то дорогу приводим в порядок, а бесконтрольный проезд тяжелого транспорта, а именно газонефтедобывающих компаний, разрушает те километры, которые были построены несколько лет назад. И получается бесконечный процесс, если не будет должного контроля. Это компетенция МВД и Минтранса, но нужна и жесткая позиция региональных властей, – подчеркнул Игорь Астахов.
Губернатор дал поручение заместителю председателя регионального правительства Руслану Болотову совместно с профильными структурами подготовить к заседанию рабочей группы с ПАО «Газпром», проведение которого планируется в мае, варианты решения этой проблемы как в части компенсационных выплат, так и по соблюдению нормативов нагрузок при перевозке грузов.
Виктор Вовк подчеркнул, что необходимо по возможности максимально использовать вариант транспортировки негабаритных грузов по реке. Для этого необходимо проработать вопрос организации временных пунктов разгрузки вдоль рек. Как отметил федеральный чиновник, это даже эффективнее, чем потом восстанавливать дорожное покрытие.
Еще один вопрос, который поднял Виктор Вовк, – развитие инфраструктуры на Байкале как береговой, так и в части развития флота. Ежегодно фиксируется рост туристического потока, в том числе за счет туристов из Китая. На сегодняшний день спрос превышает предложение, как отметили представители федеральных агентств. В сегодняшних экономических условиях задача развития внутреннего туризма должна реализовываться максимально. Как отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, для этого необходимо использовать и механизмы государственно-частного партнерства.
Выставка «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», открывшаяся в иркутском Сибэкспоцентре, начинается прямо с улицы. На площадке собрана лучшая строительная и автомобильная техника, производящаяся в Сибири, России и в мире. Внимание посетителей привлекают новый модельный ряд автомобилей КамАЗ и АвтоВАЗа, который презентовал нашумевшие новинки этого года LADA-Xray и LADA Vesta. Основная экспозиция, развернутая в помещении, посвящена дорожному строительству.
Центральное место занимает стенд Иркутского национально-исследовательского университета. Научные сотрудники вуза и студенты представили свои интеллектуальные транспортные системы и наработки в исследовании дорожного покрытия. Приехавший на выставку Игорь Астахов начал осмотр со стенда ИРНИТУ.
– Вот вы сканировали дорогу, а дальше что? – спрашивает замруководителя «Росавтодора».
– Мы представляем заказчику отчет, в котором содержатся все параметры дороги, учитываются дефектность, колейность. Все делается на компьютере, – держат ответ политеховцы.
– Работаете на нем вручную, или машина сама все определяет?
– Машина.
– Мы прикидывали по улицам Иркутска, а это порядка сотни километров, обработка заняла меньше, чем полмесяца, – приходит на помощь своим сотрудникам и.о. ректора ИРНИТУ Александр Афанасьев.
В сопровождении председателя правительства Иркутской области Александра Битарова представитель «Росавтодора» осматривает еще один стенд – дорожной компании «ЗапБамСтройМеханизация МК-162».
– Много у вас заказов? – интересуется Игорь Астахов.
– Конечно, у нас большая загруженность, мы ведем работы на дороге Иркутск – Листвянка, Тайшет – Чуна и заканчиваем путепровод на 96-м км Култукского тракта, – сообщил главный инженер «ЗБСМ МК-162».
– На Листвянку сколько в этом году сделаете километров?
– Восемь, сначала правую ось дороги, а на следующий год второй этап – еще две полосы в обратную сторону.
– А дальше будете реконструировать Байкальский тракт? – спрашивает Игорь Астахов уже у Александра Битарова.
– Это зависит от отношения «Росавтодора», – парировал председатель правительства.
– Надо довести дорогу до Байкала, – отметил Астахов.
Из новинок, представленных на выставке «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», – дорожное покрытие от «Роснефти» ПБВ-полимер. Полимерно-битумные вяжущие материалы готовятся на основе вязких нефтяных битумов с добавлением сополимеров. По словам представителя компании-дистрибьютера, покрытие по такой технологии активно применяется на западе России. В Москве МКАД, а в Петербурге Невский проспект сделаны на условиях применения щебеночно-мастичных материалов именно на основе ПБВ.
– Мы хотели бы предложить его и для реконструкции дорог Иркутска. Он полностью отталкивает соль, абсолютно не поддается разрушению реагентами. Это лекарство от трещин. Сейчас полимер производится на Рязанском заводе, но у нас рядом есть АНХК, а к 2018 году там тоже может быть организовано производство ПБВ, – говорит директор компании-дистрибьютера Павел Пчельников.
В рамках выставки прошли также научно-практические конференции и круглые столы. В частности, предложено подготовить комплекс мер по созданию на автомобильных дорогах региона системы контроля за соблюдением правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Предложения внесены и в части водных и железнодорожных перевозок.
Председатель правительства региона Александр Битаров и заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов обсудили вопросы об увеличении финансирования капительного ремонта автодороги «Вилюй» на территории Иркутской области и продолжения строительства трассы на участке от поселка Верхнемарково до границы с Якутией.
– Планы большие, но во многом зависят от отношения Федерального дорожного агентства. Внимание, безусловно, есть: деньги выделяются, но протяженность дорог Иркутской области громадная, существенно превосходит наших соседей – Красноярский край, Бурятию. Проблематика тоже известна, это резко континентальный климат. В результате часть дорог и областных, и даже федеральных находится не в том состоянии, в котором нам хотелось бы их видеть, – сказал Александр Битаров. – Последние два-три года внимание к дорогам стало расти, деньги стали выделяться, но хотелось бы, чтобы их было больше, и осваивали бы мы их лучше.
– Проблемы повторяются во всей стране, есть свои особенности в Сибири и, в частности, в Иркутской области. Суровые климатические условия, недоосвоенность северных территорий, – поделился впечатлениями от визита на иркутскую выставку Игорь Астахов. – Усилия, которые дорожное агентство направляет на поддержание, развитие и приведение федеральных дорог в нормальное состояние, заключаются в поиске таких технологий, которые бы позволяли дорогам служить долго и по времени, и по нормам, и, естественно, не стоить дорого для налогоплательщиков и бюджета. Нужно соблюсти баланс, чтобы было надежно и как можно дешевле.