Шок и трепет
Чак Паланик
«Сочини что-нибудь»
Издательство «АСТ», 2016 год
«Сочини что-нибудь» – это сборник рассказов про странных и несчастных людей от автора культового «Бойцовского клуба».
Как известно, все счастливые счастливы одинаково, а несчастные несчастливы по-разному. У Паланика здесь получился некий паноптикум, охватывающий весь спектр видимых несчастий, от ультрафиолетовых до инфракрасных.
Последнее время автор не радовал нас большой прозой, точнее, она была, но не радовала. Порой создавалось впечатление, что у Чака слегка поехала крыша на почве радикального эпатажа. Ему уже лет десять хочется сказать нечто гадкое и правдивое этому миру, хотя все, что мог сказать, он уже сказал в пору своей литературной юности, а в последнее время просто из кожи вон лез, чтобы вызвать у читателя шок и трепет, а вызывал лишь тошноту.
Впрочем, эксперименты экспериментами, а время Паланик не терял, сочинял рассказы, которые у него с удовольствием брал различный гламурный глянец.
Открывается книжка с пары не очень удачных рассказов, но «Зомби» – именно тот Паланик, которого мы все любим и знаем. «Теорию деэволюции предложил Гриффин Уилсон. Настоящий злой гений, он сидел в двух рядах позади меня на занятиях по органике. Он первым совершил Большой Скачок назад». Речь идет о подростках, которые не занимаются долгим разрушением себя с помощью алкоголя и наркотиков, а действуют сразу и наверняка – прикладывают дефибриллятор к вискам и нажимают кнопку. Целое поколение устраивает себе электролоботомию, потому что выбирает между быть или не быть – не быть.
«Лошара», «Сынишка Рыжего Султата» – можно и пропустить, а вот «Историю одной любви» и «Феникс» – ни в коем случае, особенно «Феникс». Речь в нем идет о матери слепой девочки, которая во время беременности заразилась от кошки токсоплазмозом, давшим осложнение на зрительный нерв плода. Это, пожалуй, лучший рассказ сборника, никто не останется равнодушным. В нем Паланик выступает не только как тонкий психолог, но и как великолепный стилист.
Рассказы в сборнике очень разные, одни у особо чувствительных могут действительно вызвать тошноту, после других остается пожать плечами – это он о чем?
Половины рассказов могло бы и не быть, и книжка ничуть не пострадала бы, но, видимо, Паланик решил опубликовать все. Несмотря на весь свой эпатаж, стремление шокировать, Паланик – очень добрый, чуткий, нежный писатель. Он любит своих нелепых героев, сочувствует им, жалеет их, он рыдает над ними и заставляет нас делать то же самое.