Цветотерапия художника Бальжинимы Доржиева
Все краски радости и торжества жизни можно увидеть на выставке заслуженного художника России и народного художника Бурятии Бальжинимы Доржиева. Она открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. В экспозиции представлено более 40 живописных полотен, а также декоративно-прикладные произведения из разных материалов, созданные за последние годы.
– Главная идея моего творчества – радоваться жизни и делиться этим чувством с людьми, ведь по натуре я человек веселый, – признается Бальжинима Доржиев. – Важно, чтобы мои работы могли понять не только искушенные специалисты, но и обычные зрители. Эти картины – простая терапия, и пусть людям будет хорошо, глядя на них.
Автора многое связывает со столицей Приангарья, ведь с 1971 по 1975 годы он учился в Иркутском художественном училище. Однако это его первая персональная выставка здесь. Более того, так сложилось, что иркутяне раньше познакомились с творчеством его сына – Зорикто Доржиева, который является гордостью и постоянным вдохновением своего отца.
– Творчество Зорикто очень радует меня и еще раз подтверждает, что я не ошибся дорогой, когда стал художником, – говорит Бальжинима Доржиев. – Хоть он и мой сын, но в творчестве на меня не похож.
Стилистика Бальжинимы Доржиева очень индивидуальна, несмотря на то что он является ярким представителем целого направления художников Бурятии, которые создают свои работы, вдохновляясь национальной культурой. И хотя автор постоянно повторяет, что бурятская мифология – это колодец, из которого он бесконечно черпает идеи для своих произведений, создается ощущение, что его «колодец» существует в каком-то параллельном измерении, где в воздухе разлита бесконечная радость, а «на дворе» вечное лето. Автор даже изобразил этот цветной «Колодец» в одной из своих работ.
– Некоторые мои коллеги критикуют меня за открытый цвет, но я считаю, что краски сегодня должны быть яркими, – подчеркнул Бальжинима Доржиев. – Ведь и телевидение, и фотография давно уже стали цветными, а люди совсем ушли от черно-белого восприятия. Я не могу не замечать этого, ведь стараюсь жить в ногу со временем и хочу, чтобы происходящее в мире сразу находило отражение в картине.
«Мандала весны», «Летний день моего детства», «Юность», «Синяя птица» – названия работ Бальжинимы Доржиева говорят сами за себя. Стоит только всмотреться в эти произведения и можно почувствовать запах молодой травы, увидеть буйство красок цветущего луга, разглядеть ветер, запутавшийся в разноцветных ленточках древнего бурятского капища.
– Большинство работ на этой выставке уже были представлены в Улан-Удэ, но я дополнил ее новыми произведениями, – рассказал Бальжинима Доржиев. – Я люблю найти емкий образ, в котором можно долго находиться, почувствовать атмосферу, технику, немного похулиганить.
Есть на выставке работы, которые посвящены бурятским обрядам, например, «Проводы невесты», или страницам истории родного края – «Сосновое войско». По легенде, когда напали маньчжуры, буряты вышли из леса, и сосны стояли за ними, как воины. Враг подумал, что войско слишком многочисленно, и в страхе обратился в бегство. Этот же сюжет художник повторил в бронзовом горельефе. Он, как и другие объемные композиции, показывает, как Бальжинима Доржиев умеет организовать пространство – выстроить декорацию. В данном случае к собственной постановке. Ведь более 20 лет он проработал в качестве главного художника Бурятского драматического театра.
На выставке его объемные работы, расположенные рядом с картинами, словно выходят из плоскостных изображений, приглашая окунуться в причудливый, цветной, но далеко не простой мир фантазий художника. При кажущейся смысловой прозрачности образов в этих работах все пронизано символами не только бурятской, но и мировой культуры. Наверное, поэтому они так нравятся зрителям вне зависимости от этнической принадлежности.
Выставка Бальжинимы Доржиева будет работать до 22 мая.