29.04.2016 09:52
Рубрики
Общество
Теги
29.04.2016 09:52

История преодоления

Слепой пианист Нестор Смышляев побывал в гостях у иркутских школьников

«Джаз я считаю своим призванием, потому что это свобода мысли и импровизации», – признается юный московский пианист Нестор Смышляев. 14-летний слепой музыкант уже второй раз принимает участие в фестивале «Джаз на Байкале». В 2014 году он стал «открытием года», а нынче выступил на заключительном концерте международного детского конкурса в Иркутском музыкальном театре. Кроме того, Нестор Смышляев побывал в гостях у воспитанников иркутской школы-интерната № 8 для незрячих и слабовидящих детей.

Он почти час играл для них вместе со своими джазовыми единомышленниками – юным иркутским саксофонистом Игорем Сендеровым и коллективом областной детской школы искусств. Учащиеся школы тоже исполнили для московского гостя несколько песен из своего репертуара. А когда юные музыканты отправились пить чай, родители школьников попросили маму Нестора Аниту Смышляеву поделиться опытом воспитания талантливого ребенка.

– Наш пример – история преодоления, – начала свой рассказ Анита Смышляева. – Нестора не взяли в школу для слепых и слабовидящих. Нам сказали, что он умственно отсталый. После этой истории я поехала в департамент образования, попросила зачислить ребенка в обычную школу. Выяснилось, что нужны тифлопедагог и тифлопсихолог. Пришлось идти на курсы и получить соответствующее образование. Я уволилась с работы, и мы пошли в школу. Два года отучились в коррекционном классе, и особых трудностей с усвоением программы у нас не возникло, так как сын в три года знал, например, «Руслана и Людмилу» наизусть.

Обаятельная и энергичная мама Нестора действительно приложила массу усилий, развивая способности своего ребенка к обучению. Много читала ему вслух художественную и научно-популярную литературу, а во время прогулок описывала ему все, что видит сама. При этом она не просто была глазами сына, а как бы учила его видеть окружающий мир внутренним зрением. И это дало свои результаты.

– В школе мы поняли, что система Брайля нам не подходит, потому что у ребенка нарушены нейронные связи между кончиками пальцев и мозгом. Он чувствует вязь, но буквы в слова не складывает. На наше счастье тогда вышла компьютерная программа Джоуса для слабовидящих. Мы получили пробную версию, и папа научил его печатать. Сейчас Нестор набирает текст со скоростью 120 слов в минуту. Кстати, мы уже учимся в обычном классе. Он сидит на уроке, я – рядом, но зачастую я просто вышиваю крестиком, ведь преподаватели уже усвоили, что нужно называть по имени ученика, который отвечает. Потому что если вопрос будет задан безадресно, то ответит Нестор.

Мальчик любит учиться и очень много занимается самостоятельно – слушает аудиокниги по литературе, географии, истории, биологии, пишет рассказы. Музыкальные способности у Нестора проявились в трехлетнем возрасте.

– Мы приехали в гости к семье, у которой был маленький клавишный инструмент «Кассиотон». Когда по телевизору прозвучала мелодия из рекламы, Нестор подошел к инструменту и одним пальцем повторил ее. Тогда я повела его к преподавателю музыки Владимиру Мартынову, и он согласился с ним заниматься. За полгода они освоили всю программу музыкальной школы. На тот момент Нестору было пять, и чтобы продолжить его обучение, я обошла все музыкальные школы Москвы, но никто не хотел брать моего сына.

Нужно отметить, что Анита по образованию переводчик и преподаватель иностранных языков, и сама, как и ближайшие родственники Нестора, не имеет никакого отношения к музыке. Поэтому путь ее сына в мир исполнительского искусства не был усыпан розами.

– Я по интернету списалась с музыкантом Дмитрием Брилем, и нам повезло – он пригласил Нестора на прослушивание, – вспоминает мама мальчика. – Он лично позвонил легендарному джазовому саксофонисту Юрию Чугунову и попросил его позаниматься с Нестором в Детской музыкальной школе имени Д. Гершвина.

Потом было еще несколько учителей, и вскоре ребенок занял первые места на двух международных конкурсах.

Когда наблюдаешь за отношениями Нестора и его мамы со стороны, то становится понятно – Анита не лукавит, когда говорит, что не испытывает жалости к своему сыну. Более того, она не позволяет это делать другим, ведь в каких бы конкурсах ни участвовал юный пианист, она всегда просит жюри не подсуживать ему и не делать скидки на особенности здоровья мальчика. Может быть, это умение и помогло Аните сделать то, что не всегда удается родителям здоровых детей – выстроить равные, доверительные отношения. Благодаря такому воспитанию уже сейчас видно, что Нестор растет не только талантливым музыкантом, но и хорошим человеком, способным противостоять жизненным трудностям.

– Нестор живет полной жизнью и, кстати, спокойно реагирует на проявления бестактности, – отметина Анита. – Однажды, когда к нам подошла дама из администрации и начала причитать над Нестором: «Бедненький, слепенький! Как же ты живешь?». Он ей ответил: «Вы знаете, слепота – дело поправимое, а вот глупость – нет».