Борьба с огнем – это призвание

«Огонь, вода и медные трубы». Таким выражением обозначают различные жизненные испытания. Каково это, бороться с огнем водой из «медных труб», жертвовать собой ради спасения человеческих жизней, не понаслышке знают пожарные. Те, чье призвание – помогать и быть готовым в любой момент подняться по тревоге.

– Караул, становись! Смирно! Равнение на середину! Товарищ начальник, второй караул на развод построен! Начальник караула Антипин.

Ежедневно в восемь часов утра в пожарной части села Хомутово смена начинается с построения. Получив указание от начальника, сотрудники приступают к проверке техники. При поступлении сигнала о пожаре счет идет на секунды, поэтому все должно функционировать, как часы.

– Каждый день, находясь на смене, мы тренируемся, чтобы быть в форме, – объясняет заместитель начальника ПЧ-105 Алексей Шипицын. – Проверяем оборудование, занимаемся физической и теоретической подготовкой. Будни пожарных – это не только борьба со стихией, но и ежедневная рутинная работа. Например, нужно проверять объекты на предмет пожарной безопасности – есть ли место для проезда пожарной машины, как расположены выходы для эвакуации, где находятся ближайшие пожарные водоисточники.

Евгений Антипин показывает, чем оснащены пожарные машины. В каждой – комплект пожарных рукавов длиной 20 метров. Одни для закачки воды из водоема, другие – для подачи воды на тушение. Емкость цистерны – 5,5 тонны. Вода из нее подается под давлением, цистерна может опустеть за несколько минут. Есть пенообразователь для более эффективного тушения огня…

Объяснения неожиданно приходится прервать – поступает сигнал о пожаре. В деревне Жердовка на улице Сосновой горит дом. Меньше минуты требуется огнеборцам, чтобы экипироваться. Еще минута – и пожарные запрыгивают в машину.

– И часто у вас так? – интересуемся у оставшихся сотрудников.

– Каждый день, – невозмутимо отвечает Юрий Орлов. – У меня как-то было 18 вызовов за смену. Бывают периоды, когда друг друга вообще не видим. Только смену приняли – одни туда поехали, другие – сюда, и так 24 часа.

– В среднем за сутки мы получаем до 10 сигналов о происшествиях. Это не только пожары, в том числе лесные, но и чрезвычайные ситуации, – поясняет начальник части Александр Дроздов. – За нашей частью закреплена огромная территория. Мы обеспечиваем безопасность в 11 муниципальных образованиях, это 49 населенных пунктов и 11 садоводств. До самой дальней деревни – Верхний Кет от Хомутово более 80 км. В другую сторону крайняя точка Никольск, это почти 50 км. Так что, напряженная работа у нас круглый год.

Пожарная часть № 105 была создана в 1953 году. В 90-е хомутовские огнеборцы отличились на всю страну передовой разработкой – переоборудовали своими силами ЗИЛ-131 в профессиональную пожарную машину с восьмикубовой цистерной. Обычная «пожарка» тогда вмещала два куба. Уникальный опыт даже опубликовали в журнале «Пожарное дело». Машина эта до сих пор стоит на территории части, правда, теперь в качестве раритетного экспоната.

– Я на ней 10 лет отработал, – с улыбкой вспоминает Николай Антипин. – Ураган, а не машина. Мой младший брат в свое время служил начальником пожарной части. По его инициативе эту машину и переоборудовали, приспособив на полуприцеп цистерну от цементовоза.

Сегодня в ПЧ-105 трудятся 34 человека, а вместе с отдельным постом в Зорино-Быково – 41. Плечом к плечу работают и опытные, и молодые. Профессия пожарного требует определенных физических и личностных качеств: недюжинной выносливости и стрессоустойчивости. О физподготовке и говорить не приходится – попробуйте в полном обмундировании весом около 10 кг не просто ходить, а быстро и точно перемещаться в критической ситуации.

– Зимой, бывает, мокрая спецодежда обледеневает так, что невозможно двигаться, – рассказывает Юрий Клыпин. – Заносим своих товарищей, как ледяные статуи, в кабину машины на отогрев.

События во время пожара предсказать невозможно, и случается, что спасти всех из огня не удается. Пожарный должен быть готов и к таким исходам.

– Пережить все можно, а привыкнуть нельзя, – говорят наши герои. – Сердце рвешь, особенно когда гибнут дети.

А потому в этой тяжелой профессии нет людей случайных. Невозможно работать пожарным, если не чувствуешь такого призвания. Более 20 лет трудятся в ПЧ-105 Николай Кузьмич Антипин и Юрий Петрович Клыпин. Более 15 лет – Игорь Иванович Тучнолобов. Сложились уже профессиональные династии: по стопам отцов пошли Олег Клыпин, Евгений Антипин и Дмитрий Казанков.

Евгений Антипин признается: выбрал профессию осознанно, поступив после школы в Иркутское пожарное училище. Никакого особенного геройства в ней не видит. Буднично объясняет: «Просто стараешься делать свою работу хорошо».

А работать становится все сложнее – на территории «аховое» состояние противопожарного водоснабжения. Много проблем доставляет новая застройка. По словам пожарных, новые дома горят, как спички. Строятся наскоро, без соблюдения технологий, лишь бы продать. К тому же нередко на участке в 10 соток ставят по три здания. Нет противопожарных разрывов, подъездов. А еще местное население зачастую игнорирует правила пожарной безопасности. Сколько не говорят о запрете на разведение костров, сжигании мусора и сухой травы, люди по-прежнему нарушают его, надеясь, что их беда точно не коснется.

– В прошлом году случай был, – рассказывает Николай Антипин. – Ехали с вызова, увидели, что мужичок траву поджег в ограде. Недалеко хозяйственные постройки: сараюшка, стайки. Погода тихая, солнечная. Остановились, спрашиваю у него: «Чего творишь?» «Все под контролем», – отвечает. Не прошло и десяти минут – вызов поступил. Мы еще до части доехать не успели. Внезапно поднялся ветер, огонь перекинулся на сарай. Сухая постройка вспыхнула моментально, одни угольки остались.

– Будете писать, обязательно обо всем упомяните, – просят пожарные. – В Иркутском районе в последние годы население увеличилось в десятки раз. Строительство идет не по дням, а по часам. В зоне ответственности нашей части сегодня проживает не меньше 100 тыс. человек! Не хватает машин, срочно нужны дополнительные силы. Хотели в Урике и Оеке пожарные части построить, чтобы нас разгрузить, но до сих пор тишина. Сколько лет ведутся такие разговоры, а до дела не доходит. Хорошо, что в большинстве поселков работают добровольные пожарные дружины. Пока мы едем, они воду привезут, огонь по мере сил сдерживают.

– Пусть с зарплатой разберутся! У кого-то по два-три вызова в день, а у нас десятки! – вторят другие. – А получаем одинаково!

– И форму нам не выдают! Посмотрите – ходим кто в чем: у кого синяя МЧСовская, у кого – зеленая. Кто где у кого выпросит, тому и радуется…

Очередной вызов прерывает и этот разговор. В деревне Талька полыхает мусорная свалка. Пожарные бросаются к машинам: рядом жилые дома, нужно успеть ликвидировать опасность. Они всегда на передовой, как солдаты. За ними – сотни спасенных жизней.