Ваятель из Приангарья
27 апреля в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа состоялось открытие выставки иркутского скульптора Евгения Скачкова.
Евгения Скачкова называют одним из самых популярных ваятелей Приангарья, его работы украшают Иркутск и многие города Сибири. Среди известных его произведений герб на здании правительства Иркутской области, городские часы в Шелехове и, разумеется, «Всадник» перед въездом в поселок Усть-Ордынский.
«Всадник», ставший символом нашего округа, привлекает своей монументальностью, основательностью и национальным колоритом. Эскизная модель знаменитой скульптуры – в числе других экспонатов выставки.
На открытии выставки, посвященной 70-летию Евгения Скачкова, был задан вопрос: «Как создавался «Всадник»?»
– Заказчиком выступил Иркутскавтодор. Первой задумкой было создать летящего коня, потом случайно увидел мужчину, скачущего на коне. Сделала слепок. Три года работал над скульптурой, понадобилось 20 тонн глины, 11 тонн арматуры, – поведал скульптор. – Сходство с Хамагановым случайно, прообраза всадника не было.
Но не «Всадником» единым открывается зрителю творчество Скачкова. В совершенно ином свете, разнопланово и неожиданно, он предстает в композициях малых форм «Рыбаки», «Молодость матери», «Тройной портрет художников».
– Диапазон творческих возможностей Евгения Скачкова очень широк, он работает в монументальной и портретной скульптуре, владеет ювелирным мастерством, – отметила искусствовед Ирина Бордовская. – Он не получил академического образования, но тяга к творчеству привела его в Красноярске в мастерскую к корифею сибирской скульптуры Юрию Ишханову. От учителя он перенял традиции советской скульптуры с ее простотой и строгостью, овладел основными техниками и навыками работы с разными материалами.
Евгений Скачков родился в 1945 году в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Окончил энергетический техникум в Красноярске, где работал на строительстве ГЭС, там он и познакомился со своими будущими учителями в искусстве. Значительное влияние на формирование Евгения Скачкова как скульптора оказали Виталий Левашов и народный художник России Виктор Цигаль, у которого он стажировался в Москве. Много раз Евгений Скачков работал в мастерских на творческих дачах Союза художников России. Среди работ того периода – мемориальный комплекс при Красноярском комбайновом заводе, витражи на Хантайской ГЭС, горельеф в доме правительства Хакасии в Абакане.
– Начало творческой деятельности Евгения Скачкова совпало с благоприятным для скульпторов вторым витком советской «монументальной пропаганды», – рассказала искусствовед Тамара Драница. – Госзаказы на оформление архитектурно-художественного облика населенных пунктов позволили авторам создать выразительные произведения, которые стали символами эпохи. Вклад Евгения Скачкова в монументальное искусство Приангарья в этом смысле трудно переоценить.
В Иркутск Евгений Скачков приехал в 1976 году. Уже спустя год его горельеф украсил фасад Дворца спорта «Труд» в Иркутске, в 1978 году он исполнил скульптурную композицию «Всадник», которая стоит на въезде в поселок Усть-Ордынский, в 1979 году – портрет скульптора Натальи Петровой, которая в то время была его супругой. Много в экспозиции и других скульптурных портретов иркутских художников – Владимира Кузьмина, Валерия Чевелева, Виктора Югатова. Есть и камерные скульптуры. Так, фойе Дома художника украсила многофигурная композиция «Рыбаки».
– Будучи достойным продолжателем скульптурных традиций своих учителей, Евгений Скачков имеет свой неповторимый творческий стиль, в котором достоверность образных трактовок органически соединилась со сдержанной повествовательной манерой, – считает Тамара Драница. – Еще одним его важным вкладом в развитие художественной среды Иркутска стало создание производственной базы – скульптурной мастерской, где есть все необходимое для создания технически сложных произведений. А внешне она напоминает производственный цех и музей одновременно. В ней немало неожиданных творческих «заготовок», среди которых выделяется отлитая в металле символическая композиция «Полет». Она, кстати, могла бы стать достойным украшением городской среды Иркутска.