10.05.2016 10:58
Рубрики
Парламент
Текст
Юрий Юдин
Теги
#ЗС
Текст:
Юрий Юдин
10.05.2016 10:58

Страсти по кадастру

В Законодательном Собрании прошло первое заседание рабочей группы по переходу на налогообложение, основанное на кадастровой оценке имущества.

Власти взялись за кадастровую оценку имущества всерьез. Как рассказала заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, при министерстве имущественных отношений Иркутской области также создана рабочая группа, которая занимается разработкой законопроектов о переходе на налогообложение, основанное на кадастровой оценке имущества, однако задачи рабочей группы ЗС более широкие. В ее состав входят депутаты областного парламента, представители министерств регионального правительства, Ассоциации муниципальных образований Приангарья, Управления Федеральной налоговой службы, Кадастровой палаты, Росреестра и Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Камнем преткновения является переоценка кадастровой стоимости земель, на которой основывается размер земельного налога, отчисляемого в муниципальные бюджеты. В 2015 году падение поступлений от земельного налога, по данным УФНС, составило более 1 млрд рублей к уровню 2014 года. Эта тенденция распространяется и на текущий год: за три месяца 2016 года падение составило 71 млн рублей к аналогичному периоду прошлого года.

Поступления снижаются из-за того, что владельцы и арендаторы земельных участков считают кадастровую стоимость земли, установленную по результатам оценки 2011 года, слишком высокой и оспаривают ее в суде.

Кроме того, оспорить кадастровую стоимость можно и во внесудебном порядке, обратившись в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, сформированные при Управлении Росреестра по Иркутской области. К заявлению прилагается пакет документов, включая независимый отчет об оценке стоимости земельного участка.

Как рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области Лариса Варфоломеева, по закону комиссии не могут оценивать достоверность отчета, а отклонить заявление могут только в том случае, если в документах есть ошибки. С начала текущего года в комиссии поступило 296 заявлений по оспариванию кадастровой стоимости 358 объектов недвижимости.

При этом муниципалитеты, являющиеся, казалось бы, одной из заинтересованных сторон в сохранении высокой кадастровой стоимости, занимают неактивную позицию. Касательно этих объектов из органов местного самоуправления поступило только 17 писем, лишь в пяти содержались мотивированные возражения, а учтены комиссией в итоге только два. Лариса Варфоломеева призвала муниципалитеты принимать активное участие в работе комиссии, аргументированно заявляя о своей позиции.

Не может достаточно эффективно бороться за кадастровую стоимость объектов и Минимущество.

– Представители министерства выступали в суде против оспаривания кадастровой оценки на 198 заседаниях в 2014 году, на 210 – в 2015 году и на 62 заседаниях за истекший период текущего года, – рассказал министр имущественных отношений Иркутской области Владислав Сухороченко.

Но единственным существенным контраргументом против отчета, представленного и оплаченного заявителем, может быть только другой независимый отчет. Средств на то, чтобы оплатить подготовку такого отчета, пока нет ни в региональном, ни в местных бюджетах. По словам министра, для проведения работ по переоценке земель поселений по итогам аукциона определен подрядчик – компания из Перми. Планируется завершить эти работы в августе.

Вице-спикер Наталья Дикусарова отметила, что предыдущую оценку также проводил подрядчик из другого региона. В результате была получена некорректная оценка и массовое оспаривание кадастровой стоимости. Заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Александр Лобанов добавил, что предыдущие подрядчики в некоторых случаях завысили стоимость земли. Именно это и привело к появлению выпадающих доходов в местных бюджетах, доходная часть которых рассчитана на основании, в том числе, результатов кадастровой оценки земель поселений. Главы муниципальных образований изначально были категорически против такого подхода, но повлиять на ситуацию не смогли. Александр Лобанов предложил в этот раз привлекать мэров к процедуре оценки.

Министр заверил, что в этот раз перед подрядчиками поставлена задача провести объективную оценку. Правительство настаивает, чтобы оценка проводилась специалистами на месте, а не дистанционно, возможно, с привлечением местных субподрядчиков.

И все же участники рабочей группы остались недовольны тем, что муниципалитеты исключены из процесса оспаривания стоимости земли. По закону они не могут быть ответчиками ни на комиссии, ни в суде, а между тем потери от завышенной кадастровой оценки для муниципальных образований являются катастрофическими, считает исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская. Она предложила выйти с законодательной инициативой в Государственную думу РФ, которая бы включила муниципальные образования в процесс переоценки кадастровой стоимости земель.

Однако только лишь совершенствованием процедуры кадастровой оценки за счет включения в нее новых участников делу не помочь.

– Какой бы справедливой ни была кадастровая стоимость, пока у юридических и физических лиц есть право ее оспаривать в судебном порядке, они будут это делать, добиваясь снижения стоимости, – считает Наталья Дикусарова.

При этом набольшие потери в результате переоценки несут муниципалитеты, в которых расположены крупные промышленные предприятия, имеющие договоры о социальном партнерстве с Иркутской областью.

– Именно крупные организации добиваются снижения оценки до немыслимого уровня, ниже рыночной стоимости, и их не заботит, что из этих налогов формируются бюджеты территорий, где они работают, осуществляется исполнение социальных обязательств. Я думаю, что есть смысл проводить работу с этими предприятиями, – заявила вице-спикер.

После того как все вопросы с определением кадастровой стоимости земель урегулируются, регион будет готов перейти на новый порядок уплаты налога на имущества. Министерством имущественных отношений Иркутской области в настоящее время также разрабатываются два законопроекта о переходе на уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости. Первый законопроект касается юридических лиц, второй – физических лиц. По словам Владислава Сухорученко, законопроекты будут внесены в Законодательное Собрание после завершения оценки кадастровой стоимости, запланированного на август этого года.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко считает, что объективная кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной. Он считает, что в разрабатываемых законопроектах налоговые ставки на первоначальном этапе должны быть минимальными, чтобы предприниматели их действительно платили, а не пытались избежать уплаты налогов.

Наталья Дикусарова предложила министерству на площадке своей рабочей группы провести обсуждение готовящихся законопроектов с бизнес-сообществом и представителями налоговой службы.

Подводя итоги обсуждения, Наталья Дикусарова рассказала, что вопрос кадастровой оценки обсуждался и на федеральном уровне:

– Выступая на встрече с председателем Совета Федерации ФС РФ Валентиной Матвиенко, я обозначила имеющиеся проблемы и передала наработанные предложения, в частности о том, что должна быть разработана четкая методология проведения кадастровой оценки. Мы также предлагаем федеральному законодателю пересмотреть полномочия комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, дав им возможность оценивать суть представленных документов. Кроме того, в процесс переоценки должны быть включены органы местного самоуправления.