На станции Будагово открыли памятник летчику
К 71-й годовщине Победы на станции Будагово Тулунского района появился памятник. На черной мраморной плите под летящим сквозь облака истребителем Як-9 выгравировано имя «Нор Валентин Васильевич» и подпись «Погиб в авиационной катастрофе 7 сентября 1945 года». Установили памятную плиту по инициативе жителей деревни Будагово на частные средства.
– То, что на этом месте произошла катастрофа, было известно давно, из воспоминаний старожилов, – рассказал председатель думы Тулунского района Юрий Тюков. – Потом поисковики разыскали документальное подтверждение.
В собранных по крупицам документах читаем: «Валентин Нор ушел на фронт в 18 лет в 1941 году добровольцем из города Ростова-на-Дону. Воевал в 12-й Воздушной армии, 272-м истребительном авиаполку. На его счету не один сбитый фашистский самолет. За успешное выполнение боевых заданий часто получал от командования благодарности и поощрения, а также внеочередные воинские звания. При налете на аэродром города Орш уничтожил в воздушном бою 15 самолетов противника!».
Из архивной справки Министерства обороны СССР стало известно, что вскоре после Победы эскадрилье, где служил лейтенант Нор, был дан приказ о перегоне самолетов из Красноярска на аэродром Белая. Утро 7 сентября оказалось последним в жизни героя. Долететь до аэродрома Валентину было не суждено. У станции Будагово самолет неожиданно потерял высоту, неуправляемая машина стремительно понеслась к земле. Летчик мог успеть покинуть кабину в воздухе, однако не воспользовался последней возможностью спасти себе жизнь – уводил неисправный истребитель в сторону от жилых домов…
Вскоре после трагедии из Нижнеудинска приехали военные и увезли обломки самолета, а также мертвое тело пилота. Похоронили Валентина на нижнеудинском кладбище. Похоронили и забыли. Через несколько лет могила стала безымянной, заросла бурьяном. Мать Валентина Мария Петровна до самой смерти ждала домой сына, не желая верить в то, что молодой парень, уцелевший в горниле самой страшной войны, погиб в мирное время.
– Нам, ныне живущим, остается низко склонить голову перед светлой памятью героя и просить прощения у матери за то, что мы так долго не могли восстановить справедливость, – подчеркнул на открытии памятника Юрий Тюков.