Нестандартный подход
Выбор между официальной атрибутикой праздника или импровизацией на заданную тему – личное дело каждого?
В этом году от символики Дня Победы просто пестрило в глазах. Производители сувенирной и рекламной продукции чутко уловили потребности общества. Во всех людных местах городов, на трассах и супермаркетах накануне праздника можно было приобрести футболку, толстовку с символикой праздника или флажок. Также в продаже были пилотки советского образца или даже детские костюмчики, стилизованные под военную форму Советской армии.
Цены вполне демократичны, например, транспарант с портретом ветерана войны для участия в акции «Бессмертный полк», заказанный в фотоателье, обошелся бы в 300–500 рублей. Стоимость наклейки на автомобиль с надписью «На Берлин!» или «Т-34» – 150–200 рублей.
Люди к такой предпринимательской активности отнеслись по-разному. Кто-то считает, что откровенно зарабатывать на святом празднике нельзя, другие, наоборот, приветствуют то, что символику теперь легко купить.
– Разве это прилично продавать флажки с изображением легендарной фотографии «Комбат» рядом с презервативами, как это сделали в одной из известных сетей супермаркетов? – возмущена иркутянка Светлана Кожевникова, чей отец в годы войны был капитаном артиллерии. – Думаю, наши бизнесмены не обеднели бы, если бы накануне 9 Мая раздали флажки бесплатно, а не зарабатывали бессовестно деньги.
– Это глухонемые делают атрибутику, так что, покупая флажки, мы помогаем инвалидам, – не согласен с женщиной рядом стоящий покупатель.
Действительно, на Прибайкальском тракте мы встретили несколько автомобилей, стоящих на обочине, в которых молчаливые торговцы продавали флаги, наклейки и георгиевские ленты. По понятным причинам, выяснить, действительно ли продавцы атрибутики имеют инвалидность, или это незамысловатый маркетинговый ход, нам не удалось, но в Иркутской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» по телефону нам подтвердили, что некоторые члены общества сотрудничали с частными предпринимателями, занимающимися праздничной символикой.
Однако нашлось немало энтузиастов, которые решили подойти к идее праздника творчески. Люди своими руками мастерили рамки для «Бессмертного полка», шили детям форму военного образца и даже декорировали детские коляски в виде советских танков. Но, пожалуй, самым сложным способом выразить свои эмоции по поводу Дня Победы стало участие в импровизированном автомобильном шоу.
– Купить наклейку «Спасибо деду за Победу» недостаточно, чтобы присоединиться к нашей акции, – говорит организатор автопробега, посвященному 9 Мая, ангарчанка Ксения Романова. – Мы готовимся заранее, раскрашиваем машины краской, конструируем танковые башни, орудия, проводим репетиции.
В Ангарске автопробег проходит уже третий год подряд. Десятки автомобилистов находят друг друга в соцсетях, советуются, как лучше украсить машину, согласовывают свои действия с ГАИ. Власти оценили организованный подход, и теперь автопробег – часть официального шествия. Стилизованные автомобили проходят по главной площади города после «Бессмертного полка». В прошлом году в пробеге участвовало 89 машин, в этот раз немного помешала погода, но все равно несколько десятков машин выехали на улицы Ангарска. После праздника в Ангарске часть из них отправилась в пробег до Иркутска.
Юлия Пшеняк работает в Ангарске дизайнером, поэтому придумать образ машине было для нее нетрудно. Свою легковушку она превратила в «тридцатьчетверку» с раздавленным фашистом на багажнике.
– Людям нравится, фотографируют из проезжающих мимо машин, – говорит Юля.
– А у ГИБДД нет претензий?
– Нет, все нормально, им главное, чтобы мы пьяные за рулем не ездили и из окон сильно не высовывались. А вот к кукле фашиста придрались в полиции, заставили с его каски стереть свастику, это считается пропагандой фашизма.
– Сильно затратная процедура – стилизовать машины?
– Совсем нет. Банка гуаши стоит 130 рублей. Картон для башни мы подобрали на свалке. Куклу фашиста сделали тоже сами. Основные расходы только на флаги, да и то мы их не покупаем готовыми, а берем ткани и сшиваем.
– А почему вы этим занимаетесь?
– Хотим отдать дань уважения нашим ветеранам. Им, кстати, наша техника нравится. И самим интересно. Нам сказали, кто некрасивый, тот не выйдет на автопробег. Это было серьезной мотивацией, люди приложили немало сил и фантазии для стилизации машин под военную технику, – рассказала Юлия Пшеняк.
В этой же колонне по центральным улицам Ангарска и Иркутска проехал и Михаил Ангаев. В прошлом году он стилизовал машину под танк, в этот раз сделал установку «БУК».
– Все из подручных материалов, пивных пластиковых бутылок, картонной трубы, старого ящика. Делал полдня, смотрел в интернете фотки техники, – говорит Михаил.
Закончили свой пробег участники в Иркутске. Грянувшая пыльная буря, а затем дождь уничтожили всю «красоту», гуашевый камуфляж смыло с автомобилей.
– Жалко, конечно, но ведь это и было рассчитано на один день. В следующем году сделаем еще лучше, – попрощались с нами участники.