11.05.2016 07:15

Развитие киноиндустрии в Иркутске

Обсудили на Днях ВГИК в регионе

Дни Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, которые состоялись в Иркутске с 21 по 23 апреля, послужили поводом для публичного обсуждения одного из самых амбициозных проектов в культуре за последние годы – создание в регионе масштабного комплекса – кинокластера.

По задумке организаторов, кинокластер обеспечит развитие киноиндустрии в регионе, ведь, по их мнению, в последние годы в Приангарье возникла благоприятная среда для отрасли. К благоприятствующим факторам, например, относится возможность получить в Иркутске высшее кинематографическое образование: с 2011 года иркутский кинотехникум является филиалом Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.

Подготовка «творческого бульона»

Дни ВГИК в Иркутской области прошли под эгидой Года российского кино и 110-летия со дня рождения Сергея Герасимова. В Приангарье высадился творческий десант во главе с проректором ВГИК, профессором Майей Сакварелидзе и известным кинодокументалистом Сергеем Мирошниченко. Мирошниченко – человек для Иркутской области знаковый, с 2011 года он является президентом Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа». Недавно профессиональное сообщество потрясла еще одна новость – мастер согласился набрать слушателей на курс режиссуры в иркутском филиале ВГИК.

– Перед тем как набирать мастерскую, я очень много думал, – признался Сергей Мирошниченко. – Толчком к принятию этого решения послужила моя поездка в Нальчик. Там я возглавлял дипломную комиссию на курсе вашего земляка Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, который учил снимать игровое кино молодых людей со всего Кавказа. Результат настолько меня поразил, что мы договорились с телеканалом «Культура» о показе выпускных работ его студентов. Причем ребята сняли фильмы на языках народов Северо-Кавказского федерального округа с ярким национальным колоритом. Я подумал, что это можно осуществить и в Иркутской области, где проживает много народов, ведь это так важно – воспитать местных художников, которые будут говорить о своем регионе. Иначе талантливые ребята уедут в Москву, где могут потеряться. Кроме того, отсутствие регионального приводит к тому, что в столице и в регионах не знают, как живут в нашей огромной стране. В итоге в российском документальном кино давно уже нет серьезных фильмов, которые могли бы рассказать, например, о Сибири, о проблемах, которые волнуют людей здесь, ведь если за это берутся даже столичные кинематографисты, они делают это зачастую поверхностно.

Сегодня в иркутском филиале ВГИК обучение ведется по двум специальностям: «драматургия» и «продюсирование». По словам Майи Сакварелидзе, изначально лицензия была получена и на «режиссуру», но с ее открытием решили повременить. Чтобы выпускать настоящих режиссеров, нужны серьезные ресурсы, в том числе и финансовые. Сейчас филиалы были оснащены оборудованием, необходимым для обучения режиссеров, но еще нужен мастер курса, педагоги из столицы. Нужна и возможность брать талантливых студентов на бюджетные места, пока же количество бюджетников сократили до минимума даже в головном вузе.

– Количество бюджетных мест нужно увеличивать, возможно, привлекать к этому процессу региональные средства, тогда у нас будет шанс набрать талантливых людей, ведь, как показывает практика, наличие денег у студента не всегда гарантирует наличие способностей, – подчеркнул Сергей Мирошниченко.

Мастер считает, что собственная режиссерская школа работает на потенциал территории:

– Если у региона нет своего творческого голоса, своей краски, он постепенно становится серым. Этого никто не замечает, но голос больших художников значим для развития всех сфер, в том числе и экономики, – считает Сергей Мирошниченко – Хорошо, что пианист Денис Мацуев не забывает своей родины, но он бывает здесь наездами. Должен быть постоянный «творческий бульон», который позволит художникам разных сфер, не только кино, развиваться.

Региональные власти поддерживают инициативу. Как сообщила газете «Областная» министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич, во время совещания с Сергеем Мирошниченко решено проработать различные варианты создания бюджетных мест, в том числе, попробовать организовать целевой набор слушателей на курс режиссуры со всего Сибирского федерального округа.

Киноинкубатор

Во время обсуждения «Перспектив развития киноиндустрии в Иркутском регионе» 22 апреля на круглом столе в библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского московские и иркутские специалисты сошлись во мнении, что у Приангарья «все козыри на руках». В регионе есть глубокие традиции, есть кинематографисты разных поколений, в том числе и молодежь, которая уже снимает кино, причем не только документальное, но и игровое, есть студии. Теперь даже имеется возможность получать в Иркутске высшее образование в этой сфере.

– Важно, что потом будет с этими молодыми режиссерами, где они будут работать, – отметил Сергей Мирошниченко. – Когда они учатся в мастерской, то совершенствуются – в этом сила студийности, поскольку кино дело коллективное.

В качестве примера удачной работы иркутских документалистов Мирошниченко привел фильм «Жили-были семь Симеонов», снятый режиссером «Восточно-Сибирской студии кинохроники» Владимиром Эйснером в соавторстве с Герцем Франком в 1989 году. По его словам, фильм снова будет демонстрироваться на ретроспективном показе Московского кинофестиваля.

– После того как студии в регионах закрылись, нас буквально заставили стать кинолюбителями. Поэтому сейчас, пока в Иркутске еще есть сильные мастера, нужно вложить все силы и средства, чтобы студия в какой-то форме возродилась, – считает Сергей Мирошниченко. – Когда уйдет старшее поколение, молодым некуда будет прийти, поэтому нам нужно быть вместе, чтобы не потерялась атмосфера творчества.

Именно на создание таких условий и даже больше – на формирование целой индустрии – направлен амбициозный проект создания в Иркутске кинокластера, который уже начал обретать реальные очертания. Предпроект первого этапа его реализации – кинотехнопарка представила на круглом столе директор Иркутского областного кинофонда Ольга Аксаментова.

Проект предполагает, что инфраструктура кинотехнопарка может быть развернута на базе кинофонда, который располагается в здании бывшей «Восточно-Сибирской студии кинохроники». За учреждением закреплена территория площадью в два гектара и здание, площадью в 3 тыс. кв. м, которое изначально строилось как киностудия.

Проект родился в результате серии встреч руководства Иркутского областного кинофонда, регионального отделения Союза кинематографистов России и Агентства стратегических инициатив.

– Кино – крупнейший мировой бизнес. Прибыль The Walt Disney Company больше, чем у российской компании «Оборонэкспорт», – рассуждает Ольга Аксаментова. – При этом вся господдержка, которая оказывается индустрии кино в России, меньше бюджета одного американского фильма. Если мы хотим получать прибыль, нужно выходить на международный рынок.

По словам Ольги Аксаментовой, кинобизнес на сегодняшний день не только документальное, игровое кино и телевидение, но и вторичные продукты: производство рекламных роликов, продвижение товаров и услуг. Кинотехнопарк станет своеобразным инкубатором, в котором будут созданы все условия для кинопроизводства, включая смежную инфраструктуру: гостиницу, учреждения общепита и т.д. Парк привлечет людей смежных профессий: фотографов, музыкантов, аниматоров, дизайнеров, создателей сайтов, это создаст эффект синергии.

В России уже работают программы Минэкономразвития, направление на создание технопарков, с привлечением федерального финансирования. Например, в Казанском технопарке нет отбоя от желающих разместиться на его площадке, ведь выгода от участия бизнеса в таком предприятии очевидна – это сниженная налоговая ставка на прибыль, освобождение от его уплаты на имущество и освобождение или снижение от налога на землю.

Кинотехнопарк сможет объединить творческие кадры, которые уже работают в этой сфере, позволит создать новые рабочие места, привлечь в качестве резидентов крупные компании, которые раньше не представляли себя в Иркутске.

ВГИК «У озера»

Создание кинотехнопарка в Иркутске обеспечит условия и для режиссеров из других регионов. Эксперты утверждают, что потенциал Приангарья с точки зрения кинопроизводства недооценен. В России вряд ли найдется другой регион, где можно найти почти все климатические зоны, попасть в которые можно без длительных переездов. Плюсом служит и близость к берегу природной жемчужины – Байкала, на берегах которого Сергей Герасимов снял один из лучших своих фильмов – «У озера». 23 апреля в рамках поездки по местам съемок этого фильма ВГИКовцы провели творческую встречу в Байкальске.

Накануне Сергей Мирошниченко встретился с иркутскими зрителями на внеочередном заседании Иркутского киноклуба в отделе истории областного краеведческого музея. Вечер открыл показ короткометражных фильмов его студентов: Марии Мельник «Корабль дураков», Юлии Бобковой «Без швов» и Максима Арбугаева «Каюр». Фильмы произвели на зрителей большое впечатление, особенно лента «Без швов», героями которой стали мать и дочь – жертвы войны на Украине. Многие не могли сдержать слез во время просмотра картины. Высокую оценку работам дали иркутские профессионалы.

– Я опасался, что в фильмах будет преобладать перенасыщенная текстом телевизионная культура, ведь авторы так молоды, но они очень хорошо пользуются изобразительным рядом, и развитие сюжета зачастую идет без слов, что радует, ведь кинематограф – это, прежде всего, зрелище, – считает лауреат Государственной премии РФ, оператор Евгений Корзун.

После обсуждения Сергей Мирошниченко отметил, что ВГИК выпускает немало талантливых кинематографистов, и он рад, что один из таких ярких молодых режиссеров – его ученица Юлия Бывшева – после вуза приехала работать в Иркутск. Он также с гордостью сообщил, что кадр из картины «Дух в движении» режиссеров Софии Гевейлер, Юлии Бывшевой и Софии Кучер анонсировал программу фильмов о спорте на кинофестивале в Бразилии.

– Сейчас женщины в документальном кино становятся все сильнее и работают лучше и активнее, чем мужчины, – отметил Сергей Мирошниченко. – Одно время я старался, чтобы на моем курсе было пять мальчиков из девяти, но на экзаменах девчонки доказывали, что они сильнее. И даже если они приходили на платной основе, потом своей блестящей учебой выдавливали мальчиков с бюджета. Почему так произошло? Видимо, после 1991 года мужчины в России почувствовали себя проигравшими в некой невидимой войне. А женщины не имели права проигрывать, они должны были рожать детей, нести ответственность за семью. Поэтому мужчинам сейчас придется серьезно догонять женщин во всех сферах.

Сергей Мирошниченко ответил на вопросы иркутян и пообещал, что после выхода в прокат фильма «Кольца мира» он представит его в Иркутске.

В свое время он выразил согласие стать президентом фестиваля «Человек и природа» по просьбе Валентина Распутина, для которого этот проект был очень важен. Пять лет назад вокруг фестиваля возник конфликт, который мог привести к его закрытию.

– Я боялся, что фестиваль погибнет, но вышло иначе, – рассказал Сергей Мирошниченко. – Еще одно подкрепление фестиваля – имя Распутина в заглавии. Я думаю, что ни у кого не поднимется рука его закрыть.

– Наше поколение – эгоисты, и я сам такой. Мы очень хорошо пожили за счет советской власти, – делится наболевшим Сергей Мирошниченко. – Сейчас придет другое поколение, они честнее, у них меньше этой фальшивой романтики и себялюбия. Они многое пережили, но не смирились, оказались сильнее и нравственнее. К сожалению, среди тех, кому сейчас по 40, таких талантов, как Распутин и Астафьев, не оказалось. Но я думаю, что среди тех, кто помоложе, они все же появятся.

Сергей Мирошниченко признался, что за все эти годы Иркутск стал для него родным:

– Город становится близким, когда в нем есть люди, которых ты любишь, и которые тебя ждут. Здесь таких людей немало.