20.05.2016 15:01
Рубрики
Закон
Текст
Юрий Юдин
Фото
Екатерина Григорова
Текст:
Юрий Юдин
Фото:
Екатерина Григорова
20.05.2016 15:01

СМИ, избирком и социальные сети

Накануне выборов ЦИК обещает новые правила и присматривается к сети интернет.

В ЦИК России 19 мая 2016 года в режиме видеоконференцсвязи с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации состоялся обучающий семинар для представителей средств массовой информации и организаторов выборов.

– Эффективное взаимодействие с представителями СМИ во время избирательного цикла, это залог нашей успешной работы, – обозначила свое отношение к взаимодействию избирательной системы и средств массовой информации председатель Центризбиркома Элла Памфилова.

Она напомнила, что в 2016 году, помимо избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы седьмого созыва, по всей стране будут проходить региональные и местные выборы. В частности, в шести субъектах пройдут выборы высших должностных лиц, в 38 – выборы депутатов региональных парламентов, в 11 – выборы в представительные органы муниципальных образований административных центов, а также пройдет свыше 5000 муниципальных избирательных кампаний. По оценкам ЦИК, по всей стране в выборах примут свыше 110 млн избирателей.

Председатель ЦИК России акцентировала внимание участников семинара на том, что главной задачей ЦИК России в этой кампании является обеспечение безукоснительного исполнения действующего законодательства о выборах. По итогам избирательной кампании, в том числе с учетом мониторинга наблюдателей и информации журналистов, ЦИК России проанализирует недочеты законодательства, выявленные в ходе кампании.

В самой процедуре участия СМИ в освещении избирательного процесса есть несколько законодательных новелл. В законодательстве наконец-то появился новый тип средств массовой информации – «сетевое издание». Еще одно новшество, это изменение порядка аккредитации СМИ. О намерении журналистов работать на участке в период голосования и подсчета голосов редакции должны уведомлять комиссии не менее чем за трое суток.

Элла Памфилова пообещала, что журналисты, освещающие выборы, смогут обращаться на горячую линию Центризбиркома, в том числе и по всем вопросам аккредитации.
Секретарь Центризбиркома Майя Гришина рассказала о различиях между информированием и предвыборной агитацией. Известно, что по закону журналист при осуществлении своей профессиональной деятельности не вправе проводить предвыборную агитацию. В то же время правовые признаки агитации определены достаточно широко, что может вызвать сложности у СМИ, желающих без нарушения закона разносторонне осветить избирательную кампанию.

Секретарь Центризбиркома отметила, что признаки информации – объективность, достоверность и соблюдение равенства прав кандидатов и политических партий. В то же время, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 15 от 2003 года, к агитации законодатель требования достоверности не предъявляет, пояснила Майя Гришина.

Секретарь ЦИК России рекомендовала обращаться к брошюре «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы», текст которой есть на официальном сайте ЦИК России в разделе «К сведению представителей СМИ». С точки зрения Майи Гришиной, в брошюре есть ответы на все актуальные вопросы, которые могут возникнуть у представителей СМИ. Однако окончательную точку в этом вопросе, как обычно, поставит практика судебных решений.

Общий агитационный период начнется с момента выдвижения кандидатов и списков кандидатов и заканчивается 16 сентября 2016 года. Как пояснила Майя Гришина, моментом выдвижения списка кандидатов является момент принятия на съезде политической партии решения о выдвижении списка, а моментом выдвижения кандидата является подача документов в избирательную комиссию. В СМИ агитационный период начинается 20 августа и заканчивается 16 сентября 2016 года.
Список государственных средств массовой информации, предоставляющих бесплатное эфирное время и печатную площадь, будет опубликован избирательными комиссиями через 15 дней после опубликования решения о назначении выборов. Предоставление бесплатного эфирного времени будет происходить в рамках агитационного периода с 20 августа 2016 года по рабочим дням. Жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ будет происходить с 15 по 18 августа 2016 года.

Ярким и запоминающимся стало выступление на онлайн-семинаре члена ЦИК Александра Клюкина, который сделал акцент на укреплении общественного доверия к выборам и противодействии негативным технологиям в сети интернет.
– Подкупы избирателей, карусели, занижение тиража изданий, другие незаконные технологии обязательно будут применяться перед выборами, – уверен Александр Клюкин. – Все это многие справедливо называют шоу и спектаклем, и мы к этому готовы, мы научились бороться с такими нарушениями.

Особое внимание господин Клюкин обратил внимание на интернет и социальные сети:

– Часто злоумышленники формируют кривое зеркало реальности в социальных сетях. В Твиттере создаются фэйковые аккаунты от имени кандидатов в депутаты, в ВКонтакте появляются сообщества, которые отражают выгодную определенным людям точку зрения. Эти попытки воздействия на общественное сознание должны пресекаться в режиме он-лайн, – негодовал Александр Клюкин. Каким именно образом избирательные комиссии будут реагировать на подобные действия интернет-пользователей, член ЦИК не уточнил, упомянув лишь о взаимодействии Комиссии с Роскомнадзором. Кстати, среди участников конференции присутствовала группа сотрудников Управления Роскомнадзора по Иркутской области во главе с начальником Сергеем Костыловым.

В завершение видеоконференции начальник Управления пресс-службы и информации Александр Казарин познакомил участников с навигацией сайта ЦИК России и порядке направления запросов.