25.05.2016 07:15
Рубрики
Культура
25.05.2016 07:15

Большой привет с Большого БАМа!

Эта строчка из песни, написанной в 70-х годах композитором Александром Морозовым, пожалуй, наиболее полно может отразить атмосферу большого, открытого и ставшего уже традиционным фестиваля «Театральная весна на БАМе – 2016». Он проходил в девятый раз и собрал на сценические подмостки поселка Магистральный более 20 коллективов. Два дня с утра и до поздней ночи свое искусство демонстрировали любительские театры из Братска, Вихоревки, Усть-Кута, Железногорска, Новой Игирмы, Таксимо, Магистрального, Казачинского, поселка Чунский.

Организованный по инициативе Иркутского областного Дома народного творчества и администрации Казачинско-Ленского района, фестиваль с каждым годом набирает обороты, приобретает все больший объем, и все больше интересных и ярких коллективов появляется на фестивальной сцене.

Театральный поезд

Этот фестиваль всегда начинается со встречи, поскольку практически все коллективы прибывают на станцию Киренга на одном поезде. И в этот раз груженный театральными коллективами поезд вздохнул, освободившись от шумной и разношерстной толпы театралов, всегда веселой, жизнерадостной и счастливой. Радость встречи была отмечена торжественной музыкой и ярким баннером с приветствием участников фестиваля. И закипела работа на двух площадках: в актовом зале школы № 2 и муниципальном учреждении культуры и спорта. Первыми на сцену вышли ребята из театрального коллектива «Ракурс» поселка Таксимо. Они с большим подъемом и экспрессией разыграли пьесу В. Лымарева «Цирк, да и только». Оказалось, что артисты этого театра освоили все основные цирковые жанры. Они прекрасно жонглировали, крутили хула-хупы, показывали фокусы, танцевали и пели, и все это заставило Бабушку, не пускавшую свою Внучку в цирк, поверить в его волшебное искусство и вместе с молодыми артистами начать осваивать азы циркового мастерства.

«Планета женщин» – так назвали свой скетч-спектакль театральный коллектив «Наш дом» из поселка Новая Игирма. Они сочинили постановку сами, что особенно ценно. Соединив прекрасные юмористические рассказы Тэффи, Зощенко, О. Генри, М. Чертовой и снабдив их вокальными номерами, женщины Новой Игирмы были на высоте творческого полета. Не претендуя на установление вселенских истин, они раскрывали секреты женской психологии, одаривали мужчин советами, и это было красиво и привлекательно.

«Красная шапочка» в интерпретации Театра Эстрадных Миниатюр из Усть-Кута была очень современной. В этом спектакле слились все приемы, и все расхожие штампы нашего телевидения. Собственно говоря, он представлял собой синтез передач Камеди-клаб, Камеди-вумен и других расхожих телевизионных конструкций. Но, к чести сказать, коллектив сыграл свой спектакль живо, ярко, соблюдая меру эстетического вкуса. А то, что вкус у этого коллектива есть, показала зарисовка «Покаяние». Эта миниатюра длилась всего четыре минуты, но в ней можно было увидеть сложные размышления артистов, их образное воплощение. Возглавляемый молодым режиссером Олесей Григорьевой коллектив очень перспективен, мастеровит и одухотворен.

Театр из поселка Чунский, который на фестивальном жаргоне звучит как «Чунари», на самом деле представляет собой целую сеть театральных коллективов. В нее входят и Народный театр «Песочные часы», и детский Образцовый театр «ДиВо», и еще ряд студий, которые возглавляет неизменный руководитель Лира Баранова. Они приезжают большой семьей, включающей в себя и детей, и взрослых, и родителей, и родственников, зараженных магией театра. И когда вся эта огромная человеческая масса выходит на сцену в спектакле «Бэмби» и начинает сложный и откровенный разговор о том, как жить в этом мире, то начинаешь понимать, сколько труда, энергии, профессионализма было вложено режиссером, чтобы достичь такого органичного ансамбля. Не случайно жюри единодушно отметило этот спектакль дипломом Лауреата I степени. Отдельные дипломы за мастерское исполнение ролей получили и артисты этого театра.

Новые впечатления и новые открытия

На протяжении всей первой половины дня в зале сидела женщина, не сводившая глаз со сцены. Ее тревожный взгляд говорил о том, что она готовится к чему-то очень важному, очень серьезному и значительному. Это была Нина Лаврентьевна Дикова, артистка, которую знают в Магистральном как участницу всех театральных проектов. И вот наступил момент, когда эстафета в виде бамовского чемодана перешла к ней, и из зала, в образе бездомной собаки Памело, появилась на сцене эта удивительная актриса. Монолог рыжей собаки театральной студии «АиР» прозвучал настолько убедительно, настолько искренне и с нескрываемой болью, что не оставил никого равнодушным. Актрису долго не отпускали со сцены, награждая овациями и криками «Браво!». Это была одна из самых ярких фестивальных работ.

В фестивальной стихии атмосфера происходящего на сцене сменялась так часто и быстро, что порой не давала осмыслить и пережить впечатления от только закончившегося спектакля, как эстафета переходила к другому, несущему новые впечатления и новые открытия. Народный театр «Импульс» села Казачинское продолжил тему рассуждений о женской судьбе спектаклем по пьесе В. Красногорова «Женская доля». Это очень популярный драматург, его пьесы востребованы и идут на сценах многих театров страны. Сюжеты произведений сконцентрированы на отношениях мужчины и женщины, на тех болевых точках, которые вызывает сегодняшняя жизнь. Они находят отклик в душах современников, и театр «Импульс» продемонстрировал нам свою погруженность в эти сложные психологические конструкции отношений. Режиссер-дебютант Татьяна Орлова очень хорошо разбирается в женской психологии и сумела через артистов передать нам озабоченность несовершенством человеческих отношений. В добрый путь, дебютант! И счастливой тебе творческой дороги!

В Магистральном за многие годы сложилась удивительная театральная атмосфера. Особая прелесть этого поселка – домашний театр «Приют комедиантов», который живет мощной творческой жизнью, не уставая удивлять своими поисками, несмотря на то, что его основателя Галины Адольфовны Пальчик нет в живых. Дело продолжают ее воспитанники. Основными чертами театральной ауры Магистрального являются искренность, чистота помыслов, откровенность и желание разобраться в сложных перипетиях жизни. Видимо, этим и вызван тот фактор, что в театрах поселка много молодежи. А может быть, и тем, что туда не добираются раненые массовой культурой эстрадные корифеи, и это позволяет сохранять в неприкосновенности основные духовные ценности, составляющие фундамент человеческой личности. Явления эти приятно поражают, и они подкреплены спектаклями. Вот на сцену выходит прекрасный коллектив, возглавляемый Валентиной Таскаевой. Они играют спектакль «Ты помни, Россия!», играют так, что равнодушным остаться нельзя. Все, о чем говорят артисты, прожито со стопроцентной искренностью и органикой. В спектакле много детей, и рядом со взрослыми они погружаются в мир нечеловеческих страданий русского народа в Великой Отечественной войне. Убедительно, без излишнего пафоса, театр рассказывает нам истории и про польского педагога Корчака, и про старшину Васькова, и про рядовых солдат войны из нашумевшей пьесы А. Дударева «Рядовые». Режиссер создает сложную полифоническую картину войны с вкраплением поэтического материала, и все это производит впечатление зрелища масштабного, добротного и убедительного. Актер театра Вячеслав Белоус играет в отрывках разнохарактерные роли с потрясающей органикой и убедительностью. А два его сына играют уже в других театрах и также здорово владеют элементами перевоплощения. Театральная семья, театральные традиции… Все передается из первых рук и с самого раннего детства. Вот это и есть аура Магистрального, с ее прекрасными творческими людьми.

Неожиданно в программу фестиваля врывается спектакль из Вихоревки. Это самодеятельная театральная группа «Импровиз». Они играют Н. Коляду «Половики-валенки». Две замечательные актрисы разыгрывают незамысловатую историю о двух женщинах, которые очень хотят убедить друг друга в чем-то плохом и ощутить свое превосходство. Но лукавство этого драматурга не дает актрисам повода во всю ширь развернуть свой талант. Жажда творчества – вот что объединяет актеров этого коллектива. Они самостоятельно приехали на фестиваль, чтобы получить заряд энергии и знаний для своей дальнейшей работы. И хорошо было бы, чтобы администрация города обратила внимание на этих талантливых людей, ведь от них зависит та духовная атмосфера, которая дает здоровье жизни города.

В этот раз театр «Приют комедиантов» пригласил нас на спектакль по пьесе Р. Орешника «Собачья жизнь пса Разгона». На примере из жизни собачьей стаи театр предлагает нам погрузиться в размышления о взаимоотношениях людей. Что такое любовь, власть, свобода, смерть, – вот что волнует артистов. Эту пьесу к постановке выбирала Галина Пальчик, и, чтя ее память, артисты театра при коллективной режиссуре сделали очень хороший спектакль.

День второй

Второй день фестиваля открылся Образцовым коллективом народного творчества детским музыкальным театром «Трубадур» из Братска. Этот известный на всю страну коллектив привез на фестиваль оперу «Гуси-Лебеди». Красочное, очаровательное действо по мотивам русской народной сказки в соединении с детской игровой фантазией рождало невероятно теплые и гармоничные чувства в сердцах зрителей. Обаятельная Баба-Яга в исполнении Ани Мозаикиной и нежное пение Машеньки (Арины Беловой) вызывали чувства очарования прекрасно организованным и гармоничном во всех отношениях зрелищем. Коллектив по праву получил самую высокую награду: Гран-при имени Анатолия Байкова, создавшего театр «Молодая гвардия» на БАМе.

Молодежная студия театра «Современник» представила на фестиваль свою версию по повести Тендрякова «Ночь после выпуска». Молодые ребята дебютировали прекрасно. До зрителей доносились все оттенки их переживаний. Откровения молодых перед вступлением в большую жизнь вызвали добрый отклик в зрительном зале. А артисты долго не давали жюри успокоиться, и выясняли, где и в чем они совершили ошибки, какие недоработки у них в ролях. И это неравнодушие молодых говорит о том, что у коллектива прекрасная перспектива.

Особых слов признательности заслуживает коллектив театра «Зеркало» из Железногорска. Много лет им руководит Ирина Бушуева. Для своего театра она выбирает необычные сложные драматические произведения. Вот и на этот раз она выбрала пьесу эстонского драматурга Рээт Куду «Сочинение, написанное стоя на голове». Сложные психологические коллизии пьесы сосредоточены на зарождении любви в душах юных школьников. Для исполнения ролей в своих спектаклях режиссер смело привлекает людей с ограниченными возможностями и позволяет им реализовывать на сцене свой творческий потенциал.

Пьеса В. Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», поставленная молодежной студией «Мы» поселка Магистральный, сразу захватила в свои объятья весь зрительный зал. Энергично, с полной отдачей и верой, молодые артисты разыгрывали историю духовной деградации своих сверстников и размышляли о ее истоках: что нужно сделать, чтобы вернуть человека к здоровой нравственной основе в жизни. Мощный по энергетике, очень точный по акцентам и прекрасно оформленный спектакль говорит о возросшем профессионализме режиссера Яны Станиславовны Быцко.

Спектакль «Стена», поставленный по мотивам произведений А. Володина, Ю. Зеленина, П. Макарова, Е. Тумаковой, открыл новые краски в артистах детского образцового коллектива «Театр и К». Убедительное существование артистов в разных жанрах, владение образным языком, доходящим до символов, умение существовать в напряженных психологических ситуациях, не срываясь на патологию, – все это сложилось в целостное и законченное действо, заставляющее думать о том, как преодолеть барьер в отношениях мужчины и женщины, и что кроется за конфликтами, возникающими в семейных отношениях.

Девятый фестиваль «Театральная весна на БАМе» продемонстрировал значимость театральной жизни и ее положительное влияние на духовную атмосферу. Он доказал, что дело, начатое на БАМе режиссером Байковым, создавшим театр «Молодая гвардия», активно развивается и дает право надеяться, что основные ценности жизни все же сосредоточены не на прилавках супермаркетов и не в обилии денег, а в радости творчества. В открытии новых высот, личностных и коллективных, в освоении элементов прекрасного и гармоничного, как основы человеческой жизни.