«Лукоморье» обрело веру
В Приангарье выбрали лучшую деревянную скульптуру России
Языческие божества, библейские персонажи, фигуры птиц, животных, детей и целой Вселенной… Темой шестого международного фестиваля деревянной скульптуры «Лукоморье» стала вера. Поэтому не случайно, что в каждой создаваемой композиции художники старались воплотить такие светлые и высокодуховные понятия, как бескорыстие, самоотверженность, доброта, любовь и дружба.
Изобразить в дереве веру – задача непростая. Она по силам лишь настоящим мастерам своего дела. Именно такие и приезжают в Савватеевку для участия в международном фестивале «Лукоморье», оставляя каждый год на память очередное произведение искусства из ангарской сосны.
– Каждый год мы стараемся подобрать особенную тему для творчества, – отмечает организатор фестиваля Иван Бутенко. – Нынешняя – абсолютно необъятная. Понятие «вера» связано не только с религией. Это может быть вера в себя, в жизнь, в любовь и верность, в дружбу, искусство, свою семью…
Нынешний фестиваль – самый грандиозный и по числу конкурсантов, и по масштабам. Для участия в нем поступило более 130 заявок. Представленные эскизы прошли самый строгий отбор. В итоге непосредственно к конкурсу было допущено 26 команд – 18 российских и восемь зарубежных. Среди них мастера из Японии, Южной Кореи. Финляндии, Китая, Германии, Швейцарии, Словении и Дании. Гораздо строже и престижнее стал состав жюри. Роль председателя судейской бригады в этом году выполнял Терри Лоуренс (Бельгия), главного судьи – пятнадцатикратный чемпион мира по ледовым скульптурам «IceAlaska» Владимир Жихарцев (Аляска), а в составе жюри оказался представитель верховного комиссара ООН Байс Вак Войя.
В числе новинок фестиваля, помимо элитарного судейства – увеличение втрое стипендиального фонда, а также ежедневная трансляция соревновательного процесса на английском языке в соцсетях.
– Несмотря на то что призовой фонд остался на прежнем уровне – 150, 100 и 50 тысяч рублей за первое, второе и третье места соответственно, в этом году поощрительные премии получат участники, занявшие с четвертого по 20 места, – рассказывает организатор. – Ребята делают такие работы, что отпустить их без какого-то приза, просто неловко. Кроме того, мы создали англоязычную страничку на Фейсбуке. Вся Европа смотрит за процессом создания скульптур каждый день.
А посмотреть здесь, действительно, есть на что! Среди красноватых стволов соснового бора теплым желтым цветом сияют только что родившиеся произведения искусства. Чтобы успеть в срок, резчики по дереву работали с раннего утра и до глубокой ночи. Уставшие мастера придирчиво оглядывают творения своих рук, находя незначительные огрехи. Члены жюри, стараясь сохранять бесстрастное выражение лиц, делают отметки в блокнотах. Зато многочисленные гости, поминутно щелкая фотоаппаратами, то и дело издают восторженные возгласы: «Потрясающе», «Великолепно»!
В своих творениях мастера передали и тонкую добрую иронию, и безграничную любовь, и жертвенность во имя жизни. Идея некоторых работ понятна без объяснений. Чтобы постичь философский замысел других – приходится поразмыслить.
– Наша с Эдуардом Пономаренко работа называется «Детская дружба», – рассказывает один из самых именитых участников, многократный победитель международного фестиваля ледяной скульптуры «IceAlaska» Иван Зуев из поселка Тельма Усольского района. – Девочка на роликах катит с горки инвалидную коляску, в которой сидит безногий мальчик. У них нет преграды, они верят в дружбу, им весело. Катятся со склона в парке, а из-под колес вылетают голуби. «Лукоморье» – детский лагерь. В нем уже столько скульптур, но все как-то обошли стороной тему детей-инвалидов. А она есть. Среди таких детей – множество талантливых и замечательных ребят, и мы своей работой хотели показать, что у детей в дружбе нет границ. Взрослые как-то не очень любят обсуждать эту тему, а дети не видят в ней ничего особенного: если человек нравится, то не смотрят – инвалид он или не инвалид, у них все эмоции идут из души, на уровне подсознания. Если интересно – будут любить и дружить.
Самые юные конкурсанты – Денис Маханов и Антон Меньшиков из Челябинска, вырезали композицию под названием «Все получится». Толстушка в балетной пачке смотрится в зеркало, в котором отражается грациозной красавицей. Юмористический контраст реального и желаемого изображений таит в себе глубокий смысл – если верить в себя, свои силы, то все непременно получится, стоит лишь захотеть!
Апостола Петра, идущего по воде, создали мастера из поселка Богородское Сергиево-Посадского района Московской области Евгений Птицын и Лев Брюханов.
– Когда лодка пошла ко дну, Петр решил пойти по воде, но усомнился в своих силах и начал тонуть, – раскрывает замысел работы Евгений Птицын. – Вдруг сквозь тучи появилась рука Господа, и раздался Его голос, посетовавший на маловерие апостола. Петр устыдился и уверовал в свои силы. Поэтому одна нога у него погружена в воду, а вторая уже твердо стоит на поверхности. Сергиев Посад – центр «Золотого кольца», там находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра, поэтому мы выбрали такую тему неслучайно.
Наибольшую реалистичность образов мастерам-резчикам помогла передать уникальная «богородская» пластика:
– У нас она своя. Большинство мастеров работают в объемной технике, у них больше шлифовки, мы же работаем в плоскостной, сохраняя целостность древесины. Если вы посмотрите внимательней, то увидите, что при резьбе вручную сохраняется структура дерева. Вот эта волна, например, кап, который мы обыграли, превратив в морскую пену. Каждую деталь заглаживаем вручную ножом и специальными резцами. Очень мало применяем механическую обработку. Детали скрепляем деревянными шкантами без единого гвоздя.
Евгений рассказал, что более 20 лет передает свое мастерство ученикам Богородского училища, являющегося филиалом Высшей школы искусств. В прошлом году учреждение отметило 100-летний юбилей.
Кирилл Сапелов и Андрей Чернов из города Сергиев Посад вырезали фигуры святых Петра и Февронии. Роман Веснин из Свирска – «Троицу», а ангарчанин Виталий Чантурия решился воплотить в дереве Вселенную.
– Работа называется «Мир, гармония, любовь», – объясняет автор. – Это межпространственное сверхсущество в образе человека, сотканное из эфира, поэтому и фигура его состоит из неких пластин. Оно олицетворяет гармонию и взаимодействие с миром. В руках у него – земной шар, на который сверху падает капля воды – то есть жизнь.
Не меньше философии и в работе серба Бояна Груича, создавшего настоящее театральное действо, где главные герои – славянские языческие божества: Перун, Макошь, Сварог и Лада. Скульптурная группа несет в себе несколько сакральных значений. Она символизирует и стихии природы – огонь, воду, воздух, землю, стороны света – север, юг, запад, восток, а также четыре времени года. Фигуры стоят по кругу, в центре – солнцеворот – один из древнейших славянских символов, олицетворяющий небесное светило и солнечных богов.
– Жизнь наших предков подчинялась исключительно солнечному круговороту – все праздники и важные события были связаны с солнцем, – объясняет скульптор. – Считалось, что именно солнце играет самую важную роль в мироздании, оно – средоточие силы, жизни, кипучей энергии и плодородия. Его вышивали на стягах и кружевах, вырезали на дереве и металле, использовали в древних Ведических обрядах.
Боян рассказывает, что неоднократно принимал участие во всевозможных фестивалях, но в Россию приехал впервые. Ехал на поезде через всю страну. Увидел, как за окном в начале мая идет снег, и испугался: «Куда еду? Наверняка здесь по улицам белые медведи ходят!»
Мастер пояснил, что делает скульптуры не только из дерева. Работает со льдом, бронзой, песком и даже сахаром, солью и шоколадом! Больше всего жителя теплой Сербии поразила наша погода и природа:
– Погода у вас удивительная. С утра – дождь со снегом, после обеда – жара… Тепло, холодно, жарко, снова холодно… Я даже искупался в Байкале! Экстрим полный! И впечатлений хватит на всю жизнь! Еще мне понравилось работать с вашей ангарской сосной. Замечательное дерево! С виду такое твердое, а начинаешь резать – оказывается податливым и мягким. Поразили размеры сибирских деревьев. Я работал с дубом, липой, фруктовыми деревьями, теперь моим самым любимым материалом станут ваши сосны.
Участница из Германии Симона Кароли также в России впервые. Узнала о «Лукоморье» из интернета, через организацию, которая публикует все информации о фестивалях. Решила принять участие именно в этом, во-первых, конечно, из-за Байкала, а еще потому, что ни разу не была в нашей стране. Говорит, что понравилась тема фестиваля. Ее художница реализовала в абстрактной композиции «Вера в жизнь». Из цельного ствола она вырезала разного размера волны, на которых поместила небольшие лодочки со стилизованными фигурками людей. В какой-то лодке – один человек, в какой-то – два, есть в суденышках и группы людей. Это все, по замыслу автора, – символы жизненного пути. Кто-то – одиночка, борется с трудностями один, кому-то помогает друг (супруг), а кому-то целая компания. Там, где человек один, – волны круче и мощнее, где группа – ниже, и лодка преодолевает жизненные перипетии спокойнее.
– Уровень ваших мастеров – необычайно высок, – делится впечатлениями Симона. – И техника работы очень разная. Иностранные скульпторы больше тяготеют к абстракции, символизму, ваши работают в классической манере. Тщательно прорезают каждую деталь, добиваясь создания целостного образа. Добрые, тихие, уютные мечты, сотканные из тонких линий. Настоящие шедевры!
В качестве благодарности за теплый и радушный прием в один из последних дней Симона приготовила для всех участников фестиваля ужин.
– Я бывала в Эквадоре, Чили, Италии, Америке, но нигде не нашла столько друзей, как здесь, – с улыбкой признается мастер. – Мне хотелось, чтобы от моего пребывания осталась приятная память, а что может быть лучше вкусной еды, тем более, когда речь идет об уставших, оторванных от дома мужчинах?
После жарких споров жюри объявляет победителей. Первое место достается барнаульцам Максиму Красулину и Александру Парфенову за скульптуру «Из мира в мир». Работа мастеров не только необычно красива, она еще чрезвычайно сложна по своей конструкции. Ребята использовали технику старения дерева, лиственничный шкант и бетон, различную технику резьбы. Каждая деталь не повторяется ни технически, ни художественно, все облюбовано и выверено до мелочей. «Серебро» достается Ивану Зуеву и Эдуарду Пономаренко, а «бронзу» забирает Пермь – Иван и Елена Смирновы за работу «Пелена».
– Борьба за призовые места была очень жесткой и напряженной, – признается Иван Бутенко. – Команды-призеры отставали от других участников на считанные баллы. Невзирая на присужденные призы, хочется поблагодарить каждого. Вы – великолепные мастера своего дела. Благодаря вашему искусству «Лукоморье» превратилось в настоящий российский бренд в деревянной скульптуре. Фестиваль получился по-настоящему великолепным. В этом году он прозвучал еще мощнее, целостнее и выразительнее!