25.05.2016 07:15
Рубрики
Книги
Теги
25.05.2016 07:15

Мальчика жалко

Иэн Макьюэн, «Закон о детях»

Издательство «Эксмо», 2016 г.

Судье Фионе Мей 59 лет, но на пенсию она не собирается, наоборот, ее карьера находится в самом расцвете, только вот с личной жизнью большие проблемы. Муж, университетский профессор, уходит к молодой. Джек – приличный муж, он предупреждает заранее, старается, чтобы все происходило наименее болезненно, но понятно, что это как мертвому припарка. После его ухода Фиона осознает – счастья больше не будет. В чем-то виновата она (слишком много времени посвящала работе и совсем мало мужу), в чем-то виноват Джек, но это уже не имеет значения. По сути, к финальной прямой у нее осталось только любимая работа, уютный дом и музыка. С одной стороны, не так уж плохо, но с другой – встретить старость в одиночестве – не самая лучшая перспектива.

У Фионы нет детей (она делала карьеру, а когда решила завести, то побоялась), но как судья она рассматривает в основном дела семейные, связанные с детьми. В этом есть какая-то злая ирония, хотя Фиона – хороший судья. В основном ей попадаются дела, в которых один из родителей не дает видеться с ребенком другому, или ортодоксальная семья не разрешает дочерям получать образование. В своих решениях она старается исходить из интересов ребенка, из его благополучия. А бывают дела, где речь идет буквально о жизни и смерти. Например, совсем недавно она рассматривала дело о разделении сиамских близнецов: если они останутся вместе, то оба умрут, если разделить, то выживет только один. Тут она выступает практически в роли бога, но и эту роль она играет с достоинством.

И вот в момент собственного жизненного кризиса она должна решить судьбу подростка Адама Генри. До 18 лет Адаму осталось всего три месяца, и де-юре он еще несовершеннолетний. У него лейкоз, курс лечения подразумевает переливание крови. Но его родители и он сам – члены секты «свидетели Иеговы», где переливание крови недопустимо. Переливания не хочет Адам, родители и члены общины, однако несовершеннолетний еще не вправе решать, отказаться ли ему от лечения, не вправе решать, жить или умереть.

Вот такая этическая проблема. Причем Адам парень хороший – играет на скрипке, пишет стихи, отлично учится… Фиона решает за Адама – переливание, то есть жизнь. И она действительно дарит ему жизнь, причем не просто жизнь, а новую жизнь. Адам понимает, в какой мракобесной среде вырос, он ссорится с родителями, с общиной и готов принять новое будущее, которое ждет его. Только вот беда, ему пока не на кого опереться, не к кому пристать, чтобы оттолкнуться и поплыть в это самое светлое будущее.

«Закон о детях» – роман маленький, 300 страниц книжки среднего формата, но история, которую рассказывает один из лучших современных британских писателей, гораздо больше. Читать роман – одно удовольствие, видеть, как Макьюэн экономит слова, как он точен в деталях, какими образами пользуется… По большому счету в «Законе о детях» нет откровенных злодеев, все ведут себя прилично, все поступают правильно, но такое ощущение, что из мира, из общества откачали воздух, и в этой разряженной атмосфере поступать правильно и вести себя прилично явно недостаточно, нужна еще личная жертва, а на это, увы, нынче мало кто способен.