Растим хозяина земли
В Хомутово кадры для села готовят с детства
Воспитывать крестьянина со школьной скамьи призван проект непрерывного агробизнес-образования, внедренный в 18 школах Приангарья. Он рассчитан до 2020 года. В Хомутовской средней школе № 1 профессиональным навыкам в сфере сельского хозяйства детей начали обучать год назад. Что интересного произошло в школе за это время, увидели участники агитпоезда «Растим хозяина земли», организованного в рамках областного образовательного форума.
Как выжить в рыночных условиях тем, кто не хочет быть юристом или экономистом, а мечтает остаться на своей земле? Земля прокормит в первую очередь. Но с чего начинать фермеру, если нет должной подготовки? Эти вопросы задавали себе педагоги Хомутовской школы, внедряя в работу инновационный проект непрерывного агробизнес-образования. Они одержали победу в конкурсе на лучшие модели агробизнес-школ среди общеобразовательных организаций сельских районов Иркутской области. Конкурс прошел в рамках форума «Образование Прибайкалья – 2015».
Внедрению нового проекта способствовали профильные модули, курсы, факультативы, исследовательская деятельность, а также предметные дисциплины – химия, биология, технология. Здесь выстроена вертикаль подготовки кадров для АПК: от детского сада до вузовского образования.
Воспитатели и педагоги из Хомутово начинают прививать детям любовь к работе на земле еще в детсаду. Затем в профильных классах работают с молодежью, учат ее организовывать бизнес-проекты, преподают школьникам основы землепользования, аграрного менеджмента, овощеводства, растениеводства, цветоводства и сельскохозяйственной техники.
В соответствии с профилем оформлена и пришкольная территория, где с весны до осени ребята применяют теорию на практике. Школа наладила взаимодействие с ведущим сельскохозяйственным предприятием «Барки» и КФХ. Подключены к проекту станция юных натуралистов, профтехучилище № 60, СИФИБР.
После окончания спецклассов выпускники готовы продолжить обучение в Иркутском государственном аграрном университете им. А.А. Ежевского, либо в других вузах по востребованным в агропроме направлениям. Можно сразу после школьной скамьи выбрать стезю фермера. Можно участвовать в областных программах по поддержке малого бизнеса. Наиболее творческим личностям открыт путь в аспирантуру и аграрную науку.
Первым результатам, которые сегодня получены в рамках реализации проекта, предшествовала большая и кропотливая работа. Педагоги трудились вместе с детьми и их родителями. Собственным примером, закладкой на приусадебном участке школы и детсада огородов и садов, проведением экскурсий по современным инновационным предприятиям АПК и КФХ учителя смогли убедить детей в том, что работа на земле – это интересно.
В школе много света, простора, зелени, продумано все до мелочей. В распоряжении учащихся – спортзал, творческие студии, методкабинеты, пришкольный участок в полтора гектара.
Свои достижения школьники показали гостям агропоезда. Особый интерес вызвали стенды флористики и дизайна. Ребята продемонстрировали специальное высокотехнологичное оборудование, направленное на улучшение агротехники почвы, инновационное выращивание рассады, изучение климатических условий и оценки микроклимата растений.
Один из уникальных проектов – синтез биологии, физики и робототехники. Шестиклассники Дима Скобелев и Алеша Ганин наглядно продемонстрировали площадку, на которой робот сеет и ухаживает за ростками пшеницы, проводит полив. Так ребята реализовали на практике знания экспериментального курса «Первый шаг в робототехнику».
Под руководством преподавателя Екатерины Талебиной дети изучили, как электромагнитные волны влияют на растения. Девятиклассница Анна Лойко рассказала о технологии приготовления намагниченной воды и показала, как благодаря ей растения цветут активнее.
Систему автоматического полива продемонстрировал гостям одиннадцатиклассник Антон Ерошкин. Эта техническая конструкция призвана экономно и грамотно ухаживать за растениями, рационально использовать водные ресурсы.
Успехи школьников отмечены не только в районе и области, но и на российском и международном уровнях.
– Любовь к труду на земле надо воспитывать в семье и в школе. Село должно возрождаться. Наша задача – популяризировать востребованные на селе профессии, правильно им обучать. Важно также проводить воспитательную работу для детей и родителей, – отметила министр образования Иркутской области Валентина Перегудова.
Проект непрерывного агробизнес-образования внедрен в Иркутском районе еще в трех средних школах – Оекской, Урикской, Ревякинской и двух детских садах.
Подготовка рабочих кадров для села начинается с детства, и это правильно. Иначе говорить о модернизации отрасли не имеет смысла: без квалифицированных специалистов сельхозпроизводство невозможно.