«Скамейка» любовных страстей
В Иркутском драмтеатре поставили пьесу Александра Гельмана
«Любовь – не вздохи на скамейке» – сказал советский поэт Степан Щипачев. А советский драматург Александр Гельман доказал, что этот предмет парковой мебели может выдержать гораздо более широкий диапазон эмоций. Режиссер Сергей Тищенко превратил его пьесу «Скамейка» в «эссе о женщине». Премьера спектакля состоялась на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра и тронула зрителей пронзительным и современным подтекстом.
– Я так много горя принес прекрасному полу, что мне захотелось сделать для женщин что-нибудь хорошее, – пояснил Сергей Тищенко. – Ведь мы, мужчины, обижаем их со дня своего рождения. По сути, всю свою жизнь женщина отдает нам, а мы, законченные эгоисты, живем только для себя. К сожалению, осознание этих вещей зачастую приходит под старость лет, как у меня. Но никогда не поздно начать любить и заботиться о женщине так, как она этого заслуживает.
История о мужчине и женщине разворачивается на фоне декораций в стиле ретро Александра Плинта – на сцене фонарный столб с дисковым телефоном-автоматом, урна в духе советского барокко и знакомые с детства скамейки из горизонтальных деревянных реек. В парке культуры и отдыха скучает молодой человек (Дмитрий Акимов, Алексей Лобанов). Как бы случайно к нему подходит девушка (Инна Королева, Надежда Савина). Она ведет себя странно, немного развязано. Он вначале удивляется, но подхватывает игру и даже зовет ее весело провести время у нее дома. Однако флирт быстро заканчивается конфузом – оказывается, они уже были знакомы и даже близки. Правда, он забыл об этом и даже не узнал ее. А она целый год ходила в парк и вглядывалась в лица с единственной целью – понять: зачем он так с ней поступил?
– Я хочу, чтобы «Скамейку» посмотрели, насколько это возможно, молодые мужчины, чтобы они поняли, что такое женщина, и почему с ней нельзя так поступать, узнали, насколько ранимой и способной на самопожертвование она может быть, – отметил режиссер. – Именно поэтому женщина заслуживает преклонения, ведь в ней заключена такая глубина, которую большинству мужчин никогда не суждено понять. Я намеренно омолодил и своих героев лет на 10 лет, чтобы история стала близка молодежи, которая, возможно, что-то поймет из этого спектакля и не наделает столько ошибок, как наши герои.
Кроме того, режиссер максимально «вычистил» из текста советские реалии, чтобы придать истории вневременной контекст. Тем более что оба актерских состава, будучи довольно молодыми людьми, невольно привносят в спектакль свой жизненный опыт, находя оправдание или, напротив, осуждая поступки своих героев.
– Актер – всегда адвокат своей роли, конечно, можно быть и прокурором, но тогда полное слияние со сценическим образом невозможно, – считает артист Дмитрий Акимов. – Кстати, этот спектакль – довольно сложная работа на актерскую выносливость, ведь постоянно нужно держать связь с партнером и зрительным залом. Если говорить о смысле пьесы, то это, на мой взгляд, история про двух хороших людей, которые попадают в сложные обстоятельства. Зрителям здесь предоставляется шанс познать себя через сострадание.
Действительно, во время бурного выяснения отношений между героями мы не только сопереживаем девушке, но и узнаем, что герой тоже несчастен. И чем больше они узнают друг друга, тем больше он раскаивается в своем поступке. А в финале даже начинает задумываться, а не изменить ли круто свою жизнь, ведь она для него становится своеобразным символом некой идеальной женщины, которая понимает и принимает его таким, какой он есть. В конце режиссер вложил в уста героев молитву «Отче наш», которую они вместе произносят, стоя на коленях, как символ доверия к судьбе Богу. Потом она бережно, словно образок, достает из-за пазухи ключи от своей квартиры и вручает ему, словно ключи от сердца. Финал спектакля режиссер предлагает зрителям дофантазировать на свой вкус, ведь в любви, как и в жизни, не бывает универсально правильных ответов.