СМИ и социальные сети: попробуем прорваться?
Мастер-класс «СМИ и соцсети» провела на фестивале журналистского мастерства «Байкальская пресса» главный редактор одного из самых влиятельных в России сетевых СМИ – портала gazeta.ru Светлана Бабаева. Актуальная для всего медиасообщества тема и опыт популярного издания вызвали интерес профессиональной аудитории. Напомним, что gazeta.ru входит в топ 10 крупнейших интернет-СМИ и имеет от 15 до 17 млн уникальных посетителей в день.
Светлана Бабаева предупредила, что, освещая данную тему, ей придется оставить политкорректность и с иронией отнеслась к попыткам старшего поколения журналистов передать свой опыт начинающим:
– Журналистика 70–80 годов это интересная история, но я просто не знаю, где вообще можно сейчас этот опыт применить. Да, старая журналистика давала огромный багаж знаний и широчайший кругозор. Журналисты, действительно, были интеллектуалами. Но старые подходы: утром сходили на планерку, потом пообедали, потом к пяти вечера сдали материал в номер – навсегда в прошлом. Сейчас, когда все в мире меняется ежесекундно, в том числе и запросы в получении информации, газетные подходы в онлайн-СМИ не работают. Событие произошло в 11.00, новость должна быть в 11.05, а заметка – к 12.00.
В редакции gazeta.ru средний возраст коллектива – 25 лет, потому что новое поколение живет на других скоростях. По мнению Светланы Бабаевой, сегодня молодое поколение часто приходит в редакцию без базовых знаний, но оперативность важнее.
Другой важный принцип онлайн-СМИ – продвижение.
– Сегодня можно написать гениальную заметку, но если ее никто не прочитает, то все ваши усилия сведены к нулю, – подчеркнула Светлана Бабаева. – Поэтому нужно использовать новостные агрегаторы (интернет-сервисы, автоматически собирающие новости с различных информационных ресурсов. – Авт.), которые цепляют заметки и подтягивают их в поисковые системы. Важно вокруг первой заметки накручивать сюжет. Чем больше информации вы дадите, тем больше трафика привлечете, следовательно, тем больше читателей к вам придет. Например, вспоминая эту жуткую историю, когда няня девочки ходила с отрезанной головой. Сначала мы связались с папой няни, сделали новость, потом сделали интервью. На Яндексе на этой основе был создан сюжет, итог – посещаемость зашкалила.
Редактор подчеркнула, что особое внимание нужно уделять продвижению новостей, используя все современные возможности: соцсети, push-сообщения, рассылки, Periscope-трансляции, Telegram и так далее. Средства, доступные для интернет-медиа, динамично изменяются, поэтому необходимо отслеживать новинки, оценивать перспективы – что будет востребовано завтра, а что отомрет естественным путем. В связи с этим важнейшую роль в СМИ начинают играть сотрудники, которые продвигают контент. Их оптимальная численность должна составлять примерно 40% от общего количества сотрудников редакции.
Особое внимание для продвижения СМИ в сети интернет необходимо уделять правилам SEO (Search Engine Optimization, оптимизация текста для продвижения в рейтинге поисковых систем. – Авт.).
– В ряде московских СМИ еще существует такая практика – великие журналисты пишут для бумаги, а технические работники переписывают их тексты для сайта, – пояснила Светлана Бабаева. – Дело в том, что великие не знают правил SEO, не используют в заголовках те слова, которые наиболее востребованы людьми в поисковых системах. Получается, что вы можете придумать суперзаголовок, например, «Опять двадцать пять» – гениально, искрометно и ни о чем. Если в заголовке нет слов, которые может проиндексировать поисковик, то у вас не будет популярных запросов, и это очередная «убитая» история.
Новые условия предъявляют к журналистам жесткие требования:
– Корреспондент должен уметь снимать фото и видео, писать текст, и все это делать одновременно, – подчеркнула Светлана Бабаева. – При этом журналист может писать гениальные интервью, но быть слабым в жанре расследования, и это нормально, но если журналист не может снимать на телефон и сразу «постить» в сеть – это ненормально.
Говоря о насыщенности новостного потока, редактор gazeta.ru отметила, что по западным технологиям рекомендуется делать 30–40 новостей в день, однако ее издание дает более 100, и это работает.
Оценивая настроение аудитории в сети, Светлана Бабаева считает, что оно сегодня скорее негативное:
– Создается впечатление, что негативные эмоции сейчас доминируют в мире, стране и виртуальном пространстве. Что бы вы ни делали, вас, скорее всего, обругают. Этого не стоит бояться, а можно даже использовать. Например, CNN резко увеличил свою аудиторию после того, как стал показывать теледебаты республиканцев. До этого, по отзывам телезрителей, канал был слишком либеральным и скучным. В соцсетях этим эффектом тоже нужно пользоваться – нужно не бояться эмоций, которые возникают у аудитории, ведь людям нужно «спустить пар».
Можно «вытащить» блогеров, политологов, экспертов, которые вызывают эмоции, конечно, в меру. Недавно, я тоже рискнула и взяла человека идеологически не близкого нашему изданию – политолога Максима Шевченко. У него такой характерный «мефистофелевский профиль» – и я подумала, что он спровоцирует читателя на комментарии. Кстати, когда вы берете известного человека, он сам еще больше «расшаривает» информацию о себе за счет большого числа подписчиков.
Тот же принцип работает, если цитировать крупное СМИ – рейтинг менее популярного интернет-ресурса поднимается вместе с ним. Речь идет о так называемом обмене контентом, или использовании новостей со ссылкой. А соцсети нужно использовать не только как инструмент продвижения, но и как источник информации.
– Журналист должен уметь вылавливать информацию в соцсетях, потому что именно там люди делятся своими страхами и опасениями, – подчеркнула Светлана Бабаева. – Именно оттуда мы первыми узнали, что контрактников набирают в Сирию, и сделали материал.
Журналистам необходимо присутствовать в соцсетях, но они не должны воспринимать свой аккаунт исключительно как личное пространство. Всегда нужно помнить, что законодательство в части пользователей интернета постоянно ужесточается, и комментарий, который сам человек не расценивает как экстремистский, судебные органы могут таким признать. По статистике Судебного департамента за 2015 год по статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» осуждено 554, оправдано – 2, прекращено за отсутствием состава преступления – 3. Соотношение говорит само за себя.
Сегодня СМИ не должны быть слишком скучными и рафинированными, но в погоне за рейтингом необходимо сохранять здравый смысл и соблюдать баланс. В СМИ и социальных сетях сейчас идет виртуализация действительности, все больше дискуссий возникает на тему – где реальность, а где придуманная жизнь? Нам все сложнее отделить одно от другого. Особенно много таких историй было в прошлом, 2014 году – постоянно нужно было проверять факты, исследовать источники, было очень много фейковых новостей.
– Я объявила журналистам свою триаду успешности: трафик, цитируемость и влиятельность. Есть материалы, которые никогда не наберут рейтинг, но они должны быть, потому что это поднимает уровень влиятельности. Это, например, новости о работе правительства или об экономике. Нужно сохранять разум, профессионализм и объективность, и попробуем прорваться.