01.06.2016 07:15
Рубрики
Мнение
01.06.2016 07:15

Юрий Яшников: Иркутский кинематограф – один из лучших в стране  

Несколько лет назад Юрий Яшников впервые заявил о себе как режиссер, выпустив комедию «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Поначалу смелый проект вызвал у некоторых людей скепсис, но съемки художественного фильма объединили около 50 тыс. человек из Иркутска, Красноярска, Кемерово, Новосибирска, Ангарска, Улан-Удэ, Омска, Читы и Тюмени. Потом картина с успехом прошла в кинотеатрах страны. Сам же Юрий Яшников, возглавив Молодежный центр при иркутском региональном Союзе кинематографистов России, доказал, что его приход в мир кино – не только способ реализовать свои творческие амбиции.

– Юрий, как давно вы сотрудничаете с региональным отделением Союза кинематографистов?

– История моего знакомства с этой организацией крайне веселая. Когда мы в 2013 году работали над «Похабовском», ни я, ни другие участники нашей многочисленной команды не знали о существовании в Иркутске этой организации. Мы сделали фильм, «прокатили» его по стране, а потом устроили в Доме кино показ для активных пенсионеров, которые помогали нам на съемках в качестве возрастной массовки. Когда мы после сеанса отвечали на вопросы зрителей, одна дама, которая была значительно моложе остальных, вдруг спросила: «Ребята, что вообще происходит? Вы сняли полнометражный художественный фильм, а с региональным отделением Союза кинематографистов никак не взаимодействуете?». Я, помню, тогда спросил: «А оно есть?». Она ответила: «Да. Вот я – председатель». Так мы познакомились с Ольгой Герасимовной Бельской. Позже я неоднократно благодарил судьбу за эту встречу.

– В чем была польза от такого сотрудничества, ведь самое сложное вы уже сделали?

– Очень быстро стало понятно, что отсутствие контакта с Союзом – наша большая ошибка, ведь в таком сложно структурированном виде деятельности, как кино, очень непросто устроены так называемые социальные лифты. Они работают, прежде всего, в виде фестивалей, где могут заметить даже дебютанта. Но оказалось, что в нашей стране не так много фестивалей регионального игрового кино. И если бы мы начали раньше работать с Союзом, то гораздо быстрее вышли на первых лиц страны, которые решают судьбы начинающих кинематографистов. За год мы так сработались, что Ольга Герасимовна предложила мне возглавить Молодежный центр Союза.

– На какое кино вы ориентируетесь как режиссер?

– На традиции советской комедийной школы. Мне хочется равняться на Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Марка Захарова, Эльдара Рязанова. Правда, когда развалился Союз, и ментальность нации начала меняться, эти мастера, в силу своего возраста, потеряли «нерв времени», и то, что они сняли уже после перестройки, не вписалось в новую российскую культуру. Потом наступил период распада отечественного кинематографа, когда в стране снималось порядка трех полнометражных фильмов в год. Так получилось, что те, кто начал поднимать российскую комедию в наши дни, забыли о той великой традиции и ориентируются скорее на запад. Но мы же видим, что «народными» эти фильмы не становятся. Значит, что-то пока делается не так.

– Вы довольны своим фильмом?

– И да, и нет. Многое удалось и даже превзошло мои ожидания. Так, благодаря инициативе членов команды в фильме появились спецэффекты, на которые я на старте даже не рассчитывал. Но и ошибок мы наделали не меньше, ведь у меня не было кинематографического образования. Осознав это, я выучился на режиссера сначала на курсах Нью-Йоркской киноакадемии в Москве, а затем в иркутском филиале ВГИК. После этого понял, что фильм можно было сделать на порядок лучше. Сейчас мы работаем над так называемой режиссерской версией.

– Говорят, что сейчас идут переговоры о показе фильма на одном из федеральных каналов?

– Это правда, но мы вернемся к переговорам, когда фильм будет доработан.

– Есть ли у вас еще проекты?

– Сейчас мы ведем работу над двумя документальными фильмами. Хотя, если бы мне кто-нибудь пару лет назад сказал, что я займусь неигровым кино, я бы не поверил! Но учеба во ВГИКе повлияла на мой вкус, и это мне сейчас не менее интересно, чем игровое кино.

– О чем фильмы?

– Первый из них родился совершенно случайно. Он получил название «Иркутск Ивана Вырыпаева». Идея возникла в его последний приезд. Как говорят в неигровом кино – появился герой. Началось все, когда режиссер монтажа Сергей Дубас предложил снять мастер-классы и встречи нашего земляка. Руководство «Аэропорта Иркутск» разрешило нам с оператором Ильей Закаблуковским встретить его у трапа самолета. Иван спустился, удивленно спросил, как нас сюда пустили, и мы повезли его домой. За 20 минут дороги он рассказал нам такие истории о местах, которые мы проезжали, что нам стало очевидно, что кроме города, в котором мы живем, есть еще какой-то другой Иркутск. Отсюда у фильма такое название. Кроме того, оказалось, что Иван абсолютно во всех ситуациях ведет себя одинаково естественно, совсем не меняется перед камерой, а это большая редкость. Этот проект реализуется совместно с компаниями Motor Video Production и Aerocam Production.

– А о чем или о ком второй фильм?

– Он расскажет об еще одном человеке из Иркутска, который тоже прославляет наш город. Герой этой картины – гонщик, чемпион России по дрифту Евгений Лосев. Идея этой картины пришла в голову продюсеру Роману Буркало, которому показалось странным, что Евгений в других городах страны гораздо больше известен, чем в родном Иркутске. Беда нашего города в том, что у нас нет профессиональной трассы для автоспорта, поэтому слово «дрифт» ассоциируется у иркутян с шумом, дымом и неадекватным вождением на улицах. А в соседнем Красноярске, например, это явление сразу исчезло, после того, как за городом построили «Красное кольцо». Герой нашего фильма относится к автоспорту профессионально и очень серьезно, поэтому сам нелестно отзывается о тех, кто нарушает спокойствие горожан. Кроме того, у Евгения очень интересная спортивная и личная судьба, поэтому картину о нем мы решили назвать «Траектория Лосева». Часть этого фильма мы уже сняли в Красноярске, впереди съемки в Казахстане, а также в Иркутске, Новосибирске, Кемерово и Владивостоке. Такова география соревнований, в которых примет участие наш герой.

– Неужели в Иркутске реально создать киноиндустрию?

– Иркутск опережает большинство российских регионов по уровню развития кинематографа. И это не мое мнение, а признанных федеральных экспертов. В том числе первого заместителя председателя Союза кинематографистов России Олега Иванова, который приезжал в Иркутск на стратегическую сессию прошлым летом. Он сказал нам: «Вы, иркутяне, амбициозные люди, но я бы охладил ваш пыл. Вот вы запланировали провести региональный питчинг и кинофестиваль. Если за два-три года вам это удастся, то вы адекватно смотрите на вещи. Если уйдет лет пять, то в кино произойдут такие изменения, что вы неизбежно отстанете». Не прошло и полгода, как нам удалось реализовать оба этих пункта концепции. Кроме того, после сессии с Ольгой Бельской связались представители других регионов с просьбой поделиться нашим опытом организации киносообщества. Многие сегодня в России хотят развивать кино, но не знают с чего начать. В итоге Калининград, Ярославль и еще несколько городов уже провели аналогичные сессии. Приятно видеть, что в стране есть немало людей, которые своим авторитетом и опытом готовы поддержать наши инициативы. А известные земляки – Иван Вырыпаев, Анна Матисон, Наталья Меркулова и другие – всегда готовы отложить дела и тоже поддержать нас в силу своих возможностей.

– Какие преимущества есть в регионе для развития кино?

– Прежде всего уникальное географическое положение. Недаром к нам приезжает так много съемочных групп из центра России и из-за рубежа. Например, наша бывшая землячка, продюсер Валерия Шмакова, считает, что мы пока не осознаем перспективы проведения в Иркутске съемок под XVIII–XIX века. А известный латвийский режиссер Виктор Вилкс, который снимал у нас несколько клипов, рассказал, что в Иркутск его привела необходимость воссоздать эффект, что его герои бесконечно идут по какой-то огромной и ненаселенной планете. Времени на съемки было мало, и он стал изучать – в каком регионе за две съемочные смены можно запечатлеть порядка шести-семи совершенно разных климатических зон. Выяснилось, что это Иркутская область. Нам также повезло, что именно у нас открылся единственный за Уралом филиал ВГИК. Конечно, кто-то из выпускников уедет, но многие останутся. Тем более что уже есть обратные примеры – блестящий режиссер Юлия Бывшева, которая родилась в Нерюнгри и окончила ВГИК в Москве, приехала жить и работать к нам. Кстати, рекомендую запомнить это имя, уверен, вы его еще не раз услышите. Наибольший дефицит, который сейчас испытывает кинематограф в Иркутске, это недостаток современной инфраструктуры. Поэтому один из пунктов концепции развития посвящен необходимости создания в регионе Медиа-Технопарка. У нас для этого есть все возможности, ведь с советских времен сохранилось типовое здание киностудии, где раньше размещалась Восточно-Сибирская кинохроника, а сейчас находится Облкинофонд. Нынешний его директор Ольга Аксаментова взялась за проработку этого проекта и презентовала первые его наброски на круглом столе ВГИК, который прошел в Иркутске в апреле. В этом году мы запланировали провести вторую стратегическую сессию, которая целиком будет посвящена этому вопросу. За право разместить на своей территории такой объект борются сейчас многие регионы России, но мы планируем в очередной раз доказать, что в вопросах развития кино Иркутская область в числе передовых.