15.06.2016 07:15
Рубрики
Книги
Теги
#книга
15.06.2016 07:15

Гармония сфер и музыка вселенной

Фрэнк Вильчек, «Красота физики. Постигая устройство природы»

Издательство: «Альпина нон-фикшен», 2016 г.

Фрэнк Вильчек – американский физик, профессор Массачусетского технологического института. В 2004 году он вместе с Дэвидом Гроссом и Дэвидом Политцером получил Нобелевскую премию по физике за «открытие асимптотической свободы в теории сильных взаимодействий». Свою нобелевскую лекцию Вильчек начал словами: «В теоретической физике парадоксы играют положительную роль. Это кажется парадоксальным…»

Что ж, хороший юмор и афоризмы физики ценят и любят. Вильчеку, конечно, еще далеко до «шутника» Феймана, но он старается и, надо сказать, не без успеха – 600 страниц об устройстве мира написаны легко и энергично, не перегружены формулами и прекрасно проиллюстрированы. Впрочем, в научно-популярной литературе он не новичок, из-под его пера вышло уже шесть книг, эта вот седьмая. Его работы включены в антологии The Best American Science Writing («Лучшие научные сочинения Америки») и The Norton Book of Light Verse («Книга шуточных стихов Нортона»).

Книга снабжена отличными ссылками и списком литературы, причем ссылки не просто играют роль справок, в них довольно подробно описаны альтернативные физические гипотезы, а короткий раздел «рекомендуемая литература» – не банальный список научно-популярных книг или учебников, «а тщательно подобранный набор рекомендаций для дальнейших изысканий в духе книги с набором первоисточников».

Рассказчик Вильчек замечательный, причем сразу видно, что круг его интересов не ограничивается физикой, он отлично разбирается в музыке, литературе, а особенно в театре, иллюстрируя сценами из классических и современных пьес свои тезисы, делая их объемными и понятными читателю. Да, он специалист, но он не подобен флюсу, то есть он не односторонен.

Как известно, Эйнштейн прекрасно играл на скрипке, другой великий физик и кумир Вильчека Фейман – на барабанах. Да и сама книга «Красота физики. Постигая устройство природы» построена на одном большом обобщении, к которому музыка имеет прямое отношение. «Музыка Сфер» для Вильчека не просто красивая метафора, а описание существующей реальности. «Действительно, обычное вещество строится из атомов, которые являются в полном и точном смысле музыкальными инструментами. В их взаимодействии со светом претворяется математическая Музыка Сфер, которая превосходит чаяния Пифагора, Платона и Кеплера. В молекулах и веществах упорядоченной структуры эти атомные инструменты играют вместе, подобно гармоничным ансамблям и синхронизированным оркестрам».

По большому счету Вильчек пишет о красоте мира, о красоте, которая управляет этим миром. Начиная, как и положено, с древних греков, автор показывает, как человечество стремилось постичь эту красоту.

В мире все гармонично – вот что хочет донести автор читателю. Красота, гармония и симметрия в природе отражаются в таких же красивых симметричных и гармоничных физических и математических законах. Мало того, этими же самыми законами управляется и искусство. Мир непрерывен и взаимосвязан. «Мы, люди, балансирующие между Микромиром и Макромиром, содержим в себе первый, воспринимаем второй и постигаем оба».