Не могли мы к тебе, ты пойми, Усть-Илим, не приехать…
Так больше 50 лет назад написал в своем романтическом стихотворении известный лидер и комсомольский вожак Усть-Илима Василий Печковский. Писал в том числе и про них – членов первого строительного отряда, приехавшего на Усть-Илим 11 июня 1966 года.
Ровно 50 лет прошло с тех пор, как на строительство Усть-Илимской ГЭС прибыл первый комсомольский строительный отряд из Иркутска. Особой газетной шумихи вокруг этого события не было. Областная «Советская молодежь» проводила их лозунгами «Даешь Усть-Илим!», а в Усть-Илиме и шуметь-то было еще некому – первая газета «Усть-Илимская правда» будет создана лишь спустя два года.
В составе отряда 21 человек – комсомольцы, молодые коммунисты и одна беспартийная – Тамара Луковникова. По этой причине в Иркутске ее не хотели записывать в отряд. Но она поклялась, что по прибытию на Усть-Илим сразу вступит в ряды ВЛКСМ. Слово девушка сдержала. 29 октября 1966 года на легендарном Толстом мысе ее приняли в комсомол. А комсомольский билет Тамаре вручал знаменитый бригадир Геннадий Иванович Мальченко. Это был первый прием в комсомол на Усть-Илиме.
Тогда многое было впервые. И этот первый отряд, который формировался из иркутских, ангарских ребят, пожелавших ехать покорять Ангару. Ехали в полнейшую неизвестность, за романтикой, воспетой в песне Александры Пахмутовой. Им очень хотелось быть первыми, и как же они разочаровались, узнав, что на Усть-Илиме живет уже больше трех тысяч человек.
Будущих строителей Усть-Илима встречала на летном поле деревни Невон представитель комитета комсомола – заведующая сектором учета Наталья Тупицына. Накормила ребят, выдала накомарники, без которых на улице трудно было дышать от забивавшей рот и нос мошкары, кирзовые сапоги и спецодежду. И привезла к будущему месту жительства – на берег Ангары, где предстояло поставить огромную летнюю палатку. В ней молодые строители прожили почти четыре месяца.
Времени на раскачку и знакомство не оставили сами обстоятельства: буквально на следующий день после приезда отряда стройка дала молодым строителям серьезное испытание – на Толстом мысе, где уже кипела работа на строительстве Усть-Илимской ГЭС, случился пожар, тушить который бросился весь поселок. Ребята из отряда тоже. Так быстро и по-рабочему вписались они в ритм жизни молодого Усть-Илима. Всех распределили по бригадам, стали обучать рабочим специальностям. Многие девушки стали крановщицами, ребята получали специальность каменщиков, стропальщиков, сварщиков. Были среди них и монтажники-высотники, экскаваторщики и даже скалолазы. А вообще, работали там, где придется, там, где было надо – вручную мешали бетон для кирпичной кладки, расчищали место для строительства будущих объектов ГЭС, чистили котлован.
Всем хотелось отличиться, добиться успеха и оказаться в лидерах. Зачастую оставались после работы, проводили воскресники и субботники, все комсомольско-молодежные бригады соревновались между собой, а лучшие награждались грамотами.
Каждый день на стройке приносил какие-то новости. И о них очень хотелось рассказать всему поселку. И тогда возникла идея создать свое радио. Зимой 1966 года машинист экскаватора Борис Тамм организовал радиогазету «Лосята», которая восемь лет каждую пятницу информировала о жизни стройки.
После работы отдыхать было некогда. Да, порой, казалось, что и не уставали. Дежурили в отряде дружинников, многие увлеклись турпоходами. Самая популярная в начале семидесятых годов на Усть-Илиме туристическая команда «Глухари» была еще и самой поющей. И когда в выходные над Петрушиными полянами разносились песни, нередко написанные самими же туристами, послушать их подплывали рыбаки со всей Ангары.
Большинство членов Иркутского отряда были девушки, но «мамой и папой» для них стали все же ребята – Геннадий Тюкавкин и Виктор Зверев. За советом к ним девчонки бежали по любому поводу. Даже по сердечным делам. А эта «проблема» в молодом поселке была особенно острой. Свадьбы праздновали одну за другой. И таким образом состав первого отряда быстро рос за счет присоединившихся к ним мужей и жен. А еще к «иркутянам» быстро присоединилось несколько девушек, которые приехали на Усть-Илим самостоятельно на несколько дней позже отряда, но быстро познакомились, подружились. Так до сих пор и вместе.
Справедливости ради надо сказать, что далеко не все члены отряда стойко перенесли трудности жизни на Усть-Илиме. Некоторые уехали в первое же лето, даже не дождавшись переезда из палаток в теплое жилье. Но те, кто остался, навсегда приобрели усть-илимскую прописку. День переезда из палаток в начале октября 1966 года стал для членов отряда памятным на всю жизнь. Готовясь к переезду, комсомольцы написали потомкам красивое письмо, положили его в бутылку и закопали в центре палаточного городка. Думали через несколько лет собраться на этом месте, откопать и прочитать. Традиция ежегодных сборов-то сохранилась, а вот бутылку с письмом так до стих пор и не нашли, забыли место, где закопали.
Спустя два месяца после переезда из палаток членов Иркутского отряда – в декабре 1966 года – опустела последняя палатка Усть-Илима. Все строители переехали в благоустроенное жилье. И тогда начальник Братскгэсстроя Иван Иванович Наймушин с удовлетворением отметил: «Ну вот, будем считать, что Усть-Илим начался».
Сегодня из всего состава Иркутского отряда в городе осталось шесть человек – Геннадий Тюкавкин, Тамара Шушкевич, Вера Чижова, Альбина Лукаш, Галина Олейникова и Тамара Луковникова. Сейчас, конечно, их всех положено называть по имени отчеству. Но отчества друг друга они и сами не знают, поскольку так и остались на все 50 лет просто девчонками и мальчишками – одними из первых романтиков и мечтателей комсомольско-молодежного, песенного Усть-Илима. Которые на все 50 лет остались верны своим юношеским традициям – встречаться в день приезда отряда – 11 июня, петь любимые песни и рассказывать новому поколению устьилимцев, как построили ГЭС и город. 50 лет назад они приняли решение стать устьилимцами. И, как говорят сегодня, ни разу об этом не пожалели.