Публичные слушания об исполнении бюджета-2015 прошли в парламенте Приангарья
Согласно действующему законодательству, прежде чем выносить отчет об исполнении бюджета-2015 на сессию Законодательного Собрания, он должен пройти публичные слушания. Такие слушания провел комитет по бюджету ЗС под председательством вице-спикера Натальи Дикусаровой с привлечением широкой общественности.
Как проинформировала областной министр финансов Наталия Бояринова, бюджет-2015 исполнялся по программному принципу в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Отрицательно повлияло на него снижение темпов экономического развития, оптимизация налогообложения консолидированными группами налогоплательщиков, а также рост обязательств региона.
С помощью рекомендаций Минфина России областному правительству удалось обеспечить сбалансированность регионального бюджета и получить доступ к практически беспроцентным бюджетным кредитам, что повлияло на снижение госдолга. В доходную часть поступило 104,4 млрд рублей, что превысило уровень 2014 года на полтора миллиарда рублей. Расходы составили 113, 3 млрд рублей, что на 3% выше предыдущего периода. В течение года дефицит был снижен до 10,6%, что 1,9% ниже прогнозируемого уровня.
Как и прежде, основными статьями дохода, обеспечившими две трети финансовых поступлений, остаются два налога: на прибыль организаций и доходы физических лиц. По словам министра, Иркутская область по итогам 2015 года занимает в Сибирском федеральном округе третье место после Красноярского края и Томской области по размеру налоговых и неналоговых доходов, приходящихся на одного жителя.
Приангарье по-прежнему является регионом-донором. Как сообщила Наталия Бояринова, на 1 рубль межбюджетных трансфертов, полученных из федерального центра, область мобилизует в федеральный бюджет 6,2 рубля, занимая по объему поступлений 18 место среди субъектов РФ.
Как и в предыдущие годы в области проводилась взвешенная социально ориентированная бюджетная политика. Почти 80 млрд рублей – 70,5% всего бюджета – было направлено в социальную сферу. Особое внимание уделялось исполнению майских указов президента РФ, в первую очередь, повышению заработной платы педагогов и медицинских работников. В полном объеме исполнены и социальные обязательства перед населением области. На эти цели было направлено более 9 млрд рублей, что на 7% выше показателей предыдущего года.
На полтора миллиарда рублей возрос объем межбюджетных трансфертов, перечисляемых из областного бюджета, составив в общей сложности 55,5 млрд рублей, что составляет практически половину всех расходов. Была продолжена практика софинансирования расходных обязательств по реализации проектов народных инициатив. Объем субсидий, направленных на эти цели, составил почти 300 млн рублей.
Взвешенная финансовая политика правительства, направленная на сокращение неэффективных расходов и повышение доходного потенциала, позволила сохранить государственный долг области на экономически безопасном уровне. На 1 января текущего года он составил 21,1 млрд рублей, являясь одним из самых низких среди субъектов СФО.
Отвечая на вопрос о сумме возврата переплаченных в прошлом году налогов на прибыль, министр финансов подтвердила, что в 2015 был достигнут «исторический максимум в в излишне уплаченного налога на прибыль в областной бюджет». Сумма переплаты достигла 7,4 млрд рублей. Налогоплательщиками было изъято из бюджета или зачтено в счет будущих платежей почти 5 млрд рублей.
– Что касается этого года, то объем переплат на 1 мая составляет около 4 млрд рублей. В основном это предприятия нефтедобывающей отрасли и цветной металлургии.
Обсуждение исполнения бюджета-2015 продолжилось на следующий день на бюджетном комитете ЗС, где было принято решение рекомендовать его к рассмотрению на сессии Законодательного Собрания, которая состоится 15 июня.
На том же заседании были рассмотрены и коррективы, вносимые в бюджет-2016. Как рассказала Наталия Бояринова, динамика налоговых поступлений за первые 4 месяца этого года позволила увеличить прогнозные показатели собственной доходной части на полтора миллиарда рублей и довести ее до 88,2 млрд рублей. Ожидается, что самый большой приток дополнительных финансовых средств принесет налог на доходы физических лиц – 434 млн рублей. На 368 млн рублей должен подрасти налог на добычу полезных ископаемых и почти на столько же возрасти платежи при пользовании природными ресурсами.
Еще один источник роста доходов – безвозмездные целевые поступления из федерального бюджета. С учетом остатков прошлого года они увеличиваются на 2,9 млрд рублей, составив в общей сложности 17 млрд рублей. В основном они направляются на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и исполнение других федеральных обязательств.
Как подчеркнула Наталия Бояринова, в ходе корректировки бюджета были пересмотрены государственные программы с целью повышения их эффективности и рационального использования бюджетных ресурсов. Правительство предлагает дополнительно направить на социальные выплаты отдельным категориям граждан 825 млн рублей, увеличить на 695 млн рублей субвенции на общее и дошкольное образование и выделить 469 млн рублей в виде возмещения выпадающих доходов организациям, обеспечивающим население тепло- и водоснабжением.
В ходе обсуждений прозвучало много предложений депутатов, которые, как заверила председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова, будут учтены при дальнейшей работе над проектом закона о бюджете-2016.