15.06.2016 07:15
Рубрики
Общество
Теги
15.06.2016 07:15

С небес – в «горящую» точку

Нижнеудинские пожарные провели учения

Над летным полем нижнеудинского авиапредприятия метрах в тридцати над поверхностью земли завис вертолет. Из его открытой двери четко, один за другим, спускаются десантники. У пожарных из Нижнеудинского авиаотделения Иркутской авиабазы и их коллег из Чуны – плановые учения.

На первый взгляд здесь нет ничего особенного. Сел в вертолет, а после его подъема спустился по специальному тросу. Но на самом деле есть свои нюансы, малейшая неточность или небрежность в действиях может привести к трагическим последствиям. Это только учения, а в реальной «боевой» обстановке десантникам приходится порой попадать в ситуации куда более сложные. И не зря говорят, что тяжело в учении – легко в бою. Без наличия опыта в таких обязательных спусках пожарный не имеет права принимать участие в десантировании на настоящий лесной пожар.

Но спуски – это только часть учений. Вначале пожарные должны облачиться в специальную экипировку, затем тщательно проверить свою амуницию и оборудование, пройти инструктаж, наземную подготовку с инструктором десантно-пожарной команды Олегом Грибановым, на личном счету которого более 400 прыжков с парашютом и более 600 спусков с вертолета. Только после этого десантники группами выдвигаются на посадку в вертолет.

Если смотреть с земли, то кажется, что в спуске ничего сложного. На самом деле есть свои тонкости и хитрости: нельзя спускаться слишком быстро, приземляться лучше на полусогнутых ногах, чтобы избежать травмы. Пожарный, первым оказавшийся на земле, придерживая трос, страхует всех остальных членов своей группы. Затем к спуску приступает следующая группа. Всего за этот день каждый из участников учений совершил пять–семь спусков с высоты в 10, 20 и 30 метров последовательно.

Причем большее количество спусков было предназначено для тех, кто совсем недавно пришел в авиаотделение, то есть для молодежи. Но и опытные пожарные серьезно отрабатывают элементы высадки, ведь там, где им приходится работать – в глухой тайге или горах, мелочей не бывает. Каждый должен выполнять свою работу, что называется, по полной программе, без скидок на возраст или былые заслуги. Потому так серьезны и сосредоточены самые опытные десантники нижнеудинского авиаотделения – Юрий Маслов, Андрей Воронов и Алексей Дрыков. Для Вячеслава Мелентьева и Евгения Семашкина, которые недавно пришли в пожарный десант, это своеобразный экзамен не только перед руководителями учений и самими собой, но и перед своими старшими коллегами-наставниками. В этих учениях задействован практически весь личный состав нижнеудинского пожарного десанта (15 человек), также в нем принимают участие семь десантников из Чунского авиаотделения.

– Такие учения у нас проходят раз в году, в начале пожароопасного периода. И каждый пожарный обязан их отработать, иначе его не допустят к работе, – рассказывает наблюдающий за действиями своих подчиненных начальник Нижнеудинского авиаотделения Иркутской авиабазы Александр Хроменков. – Если же в течение месяца десантнику не пришлось принимать участие в спусках на тушении пожара, то тогда обязательно проводятся дополнительные занятия по отработке этого элемента. Но это бывает крайне редко, разве если лето выдастся очень дождливым. А так нашим парням работы хватает. Вот прошлым летом они тушили пожары в Чунском и Тайшетском, в Жигаловском и Качугском районах. Но особенно «жарко» ребятам пришлось в прошлом сезоне на Байкале. Там тогда сильно горело, и наши десантники полтора месяца работали в тех местах.

Сан Саныч, как пожарные называют своего начальника, не говорит о том, что и в этом сезоне в некоторых сибирских регионах уже сейчас сложная пожарная обстановка, например, в соседней Бурятии. В любой момент наши десантники могут оказаться в самом пекле огненной стихии где-нибудь под Улан-Удэ. От него можно услышать много рассказов о работе десантников-пожарных в прошлые сезоны, но о предстоящем лете и прогнозах на него по пожарной обстановке Александр Хроменков говорит очень скупо и неохотно: у пожарных тоже есть свои табу и годами сложившиеся приметы.

Помимо физической и специальной подготовки пожарным требуется много различных качеств и навыков. Ведь далеко не каждому под силу даже просто так провести несколько дней в глухой тайге, зачастую без связи с «большой землей». Кроме того, работа десантников-пожарных носит сезонный характер. Зимой – затишье, в основном тренировки и подготовка к пожароопасному периоду, зато лето – это недели и месяцы тяжелых и опасных командировок. Но при всем этом зарплата у «лесного десанта» достаточно скромная, в среднем за год получается 15–17 тыс. рублей в месяц.

– Конечно, у нас работают настоящие энтузиасты, – продолжает свой рассказ Александр Хроменков. –У нас коллектив дружный, опытный и профессиональный. Потому и преемственность для нас не пустой звук, у нас есть кому передавать опыт. Это молодежь, которая приходит на смену нашим ветеранам. А с задачей своей мы справляемся, несмотря ни на что. Да, пожары – это наша работа, но хотелось, чтобы их было как можно меньше. Помимо того, что это огромный вред для природы, экологии и опасность для людей, это еще большие деньги. Вот, например, сегодняшние учения – одна «работа» вертолета стоит нам 700 тыс. рублей, не говоря уже о других затратах. А при реальном пожаре счет может идти на миллионы рублей. И происходит все это из-за чьей-то небрежности и халатности: непотушенного костра, окурка или одной спички. Цена обыкновенной спички – миллионы рублей, тяжелая работа и риск для жизни наших парней.

Учения завершились. Во дворике нижнеудинского авиаотделения руководители разбирают действия десантников «по полочкам» и подводят итоги. Оценка за сегодняшний день нашему пожарному десанту – «хорошо». Здесь никогда не ставят «отлично», эту оценку может «поставить» только реальный, быстро и профессионально потушенный лесной пожар. А эти ребята уже не один раз самоотверженно доказывали, что никто, кроме них, не справится с этой бедой лучше, быстрее и эффективней.