Олимпиада под вопросом
20 июня в Чебоксарах стартовал чемпионат России по легкой атлетике, который должен был стать предолимпийским отбором. Однако 17 июня на заседании ИААФ было решено, что дисквалификацию для Всероссийской федерации легкой атлетики отменять не будут. Это значит, что на Олимпиаду наши легкоатлеты не поедут.
Впрочем, есть еще крошечная надежда на здравомыслие Международного олимпийского комитета, заседание которого состоялось вчера, 21 июня. Может быть, МОК не согласится поддержать решение ИААФ. Однако о каком здравомыслии может идти речь, когда попраны все человеческие законы? Почему те, кто ни разу не был замешан в допинговых делах, должен страдать ни за что? Люди потратили жизнь на то, чтобы состояться в спорте, теперь их лишают права заниматься профессиональной деятельностью, не предлагая ничего взамен. Беженцам в случае войны дают кров и пищу, пострадавшим от наводнения и землетрясения оказывают помощь. А кто поможет нашим спортсменам? Кто им заплатит за украденную жизнь в спорте? И ведь брошенные в огонь легкоатлеты – это только первый шаг. Допустят ли вообще россиян к Играм – сейчас вопрос стоит вот так критически.
Что думают в Иркутске?
Василий Шкурбицкий, старший тренер сборной Иркутской области по легкой атлетике, рассказал, как восприняли решение легкоатлеты:
– Все просто в шоке. И сейчас ждут, что вообще всю сборную дисквалифицируют, не только легкую атлетику. Ведь все требования российская сторона выполнила, все медали вернула…
– Некоторые российские легкоатлеты хотят обратиться в суд, а из наших никто не планирует защищать свои права?
– Нет, об этом пока разговор не идет.
– Если не будет международных стартов, то все равно надо как-то жить дальше. Возможно, создавать какие-то внутренние турниры, чтобы легкая атлетика в России не умирала вообще. Есть какие-то мысли в этом направлении?
– Сейчас на 22 июня в Чебоксарах назначено совещание, где мы будем говорить о будущем. Мы можем договариваться с теми же китайцами, с другими азиатскими странами о каких-то общих турнирах. Но вот завтра возьмут и примут против них санкции!
– Легкая атлетика – вид спорта, базовый для многих других. Как вариант – переход в другие виды спорта?
– Да, сейчас начнут массово переходить в родственные виды – триатлон, бобслей, особенно молодые, у кого карьера впереди. Люди же сильные, тренированные, им же все равно нужно доказать, показать.
– Наши кандидаты – Владимир Краснов, Илья Краснов и Ангелина Краснова – как раз молодые, перспективные спортсмены, судьбу как-то надо устраивать. Никто из них не говорит о смене гражданства?
– У Красновых хорошие шансы попасть на Олимпиаду, они все трое «чистые», все сдали по пять доп-контролей, у них ничего не нашли. Но если говорить сейчас о смене гражданства, то это могут воспринять как предательство Родины.
– Но тот же Александр Авербух ради спорта стал гражданином Израиля и на этом выиграл. И штангистка Светлана Подобедова, выступая за Казахстан, стала олимпийской чемпионкой.
– Мы не сомневаемся, что дружественные страны – Киргизия, Таджикистан и другие – с радостью возьмут выступать наших готовых легкоатлетов. Но о смене гражданства пока никто даже не задумывался, потому что надеялись – вот-вот все решится. А сейчас все в шоке. И если и говорить о выступлении за другую страну, то здесь тоже не все так просто. Вот сейчас и наша Светлана Подобедова, и другие спортсмены Казахстана тоже попадают под эти меры – их обвинили в применении допинга, и идет разговор, чтобы забрать медали и дисквалифицировать спортсменов пожизненно. Всех, кто нас поддерживает, может ждать нечто подобное.
Что говорят в ИААФ?
Спортивная общественность уверена, что легкоатлеты страдают вовсе не из-за допинга – это чистой воды политика. Президент Совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) Себастьян Коэ так говорит о Всероссийской федерации легкой атлетики:
– Мы оценили культуру, внутри которой находятся все спортсмены. Испорченная система, которая ставит под сомнение каждого атлета, являющегося ее частью.
То есть принцип понятен? Делайте хоть что – мы вам просто не верим. Ну, не нравитесь вы нам! Система у вас порочная. Елена Исинбаева сделала громкое заявление, где обвинила ИААФ в несоблюдении прав «чистых» легкоатлетов. Почему Исинбаева, ни разу не замаравшая свое имя, должна отказываться от выступления на международных стартах? А ведь речь не только об Олимпиаде – закрыть путь российским легкоатлетам и на коммерческие турниры, а где им еще зарабатывать?
А судьи кто?
Что характерно: проверяющая структура – ИААФ – сама погрязла в коррупции. По крайней мере, такие обвинения выдвинуты против главы ИААФ Себастьяна Коэ. Понятно, что, когда над человеком висят серьезные обвинения, его гораздо легче убедить принять нужные решения. В спортивном мире уверены: именно для этого и устроили обвинения для Себастьяна Коэ, чтобы иметь возможность его руками свалить российских спортсменов. И перед самым заседанием ИААФ совершенно случайно свободолюбивые журналисты ВВС нашли еще компромат на Себастьяна Коэ, а именно – его переписку, из которой следует, что он скрывал положительные допинг-пробы спортсменов за большие деньги. И выбрали Коэ президентом ИААФ, оказывается, не совсем чисто… Коэ отрицает все обвинения, доказательства которых, если честно, довольно туманны. Но доказательства, как мы видим, и не нужны – в нашей ситуации вполне достаточно обвинения. И вряд ли стоило надеяться, что этот человек, над которым висят обвинения, в одиночку поднимется на борьбу против всего мира – отстаивать россиян. Тот и не стал.
Алена Лутковская может поехать в Рио?
К своему решению ИААФ приняла маленькую поправку: если отдельный спортсмен сможет доказать, что он жил и готовился не в России, и допинг-контроль сдавал не российским службам, а другим, внушающим доверие, то есть «подлежал проверкам со стороны другой, эффективной антидопинговой системы», то он может обратиться за разрешением выступать на международных соревнованиях. Но только не за Россию, а как нейтральный атлет.
Под это определение попадает наша Алена Лутковская, чемпионка мира по прыжкам с шестом среди юниоров, которая тренируется в Италии. В начале 2016 года к ней трижды приезжали итальянские допинг-офицеры. В центральных СМИ уже опубликовано заявление Алены о том, что она готова выступить в Рио как нейтральный спортсмен: «Для меня важнее участие, а не флаг. Раз других вариантов нет, я выбираю нейтральность».
Однако будем смотреть правде в глаза. Алена в прошлом году сменила тренера – ушла к знаменитому Виталию Петрову, тренеру Сергея Бубки и Елены Исинбаевой. А смена тренера в таком техническом виде, как шест, означает, что быстрых результатов ждать не стоит. Ведь каждый тренер ставит технику под себя, а это означает падение результатов. На соревнованиях Лутковская не выступала очень давно – с прошлого года. Сейчас она в Иркутске, готовится к молодежному первенству России, оно стартует 15 июля. Но готова ли сейчас Алена показать тот результат, который позволит ей участвовать в Играх? Без соревновательного опыта это сделать очень сложно, а на Олимпиаду ведь мало просто поехать – там еще и прыгать придется. Центральные СМИ, задавая вопросы, уже «видят» ее в олимпийском секторе, но сама спортсменка более здраво оценивает ситуацию:
– Я еще не прыгала в этом году, не знаю свой уровень. У меня все изменилось, тренер поменял мне технику бега. В Иркутске у меня была одна техника, Петров мне ставит совсем другую. Сначала меня должны «сломать». Вот после этого и посмотрим на первом моем старте, что получится!
В любом случае, даже если в Рио Алена не попадет, но просто получит право выступать на международных стартах – для нее это будет уже праздник.