Школа глазами детского омбудсмена
На 40-й сессии Законодательного Собрания будет заслушан доклад уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Светланы Семеновой, касающийся отдельных вопросов образования в Приангарье. Наряду с анализом образовательного процесса в нем рассматриваются те социальные риски и угрозы, которыми подвержена сегодняшняя школа.
Как избежать душевных травм
Как отмечает автор доклада, ей при рассмотрении обращений граждан пришлось столкнуться с наметившимся в последние годы в школах социальным расслоением учащихся, с травмирующим детскую психику разделением на бедных и богатых:
«Одних детей привозят на дорогих машинах, и их родители готовы выложить по предложению педагогов немалые суммы «на нужды школы или класса», а другие приходят на занятия в стоптанной обуви, а их родители только вздыхают и урезают семейные бюджеты из-за очередного «нужного» взноса. Причем, как правило, классные руководители ссылаются на решения родительских комитетов, в руководстве которых чаще находятся лица, обладающие высоким семейным достатком».
Конечно, пишет детский омбудсмен, привозить своих детей в «мерседесах» не запретишь, но пресечь школьной администрации чрезмерные амбиции ретивых родителей – это вполне в их силах.
«В некоторых иркутских школах родительские комитеты уже готовы на выпускной вечер этого года не только заказывать лимузины и потратиться на дорогие рестораны для своих чад, но и, это уже стало укоренившейся традицией, преподнести дорогостоящие подарки школе и учителям. И не важно, что за такое расточительство не проголосовали родители большинства учеников класса. Богатые демонстрируют пухлость своего кошелька, не желая принять во внимание, что дети, чьи родители не смогут изыскать 15 тыс. на столь дорогой проект, попадут в категорию «второсортных», что непременно вызовет неизлечимую душевную травму».
По мнению Светланы Семеновой, коль социального расслоения все равно не избежать, то администрациям школ и классным руководителям необходимо приложить все силы, чтобы оно, по крайней мере, не проявлялось столь вызывающим образом и не унижало школьников. «Мне по душе, что в российские школы возвращают школьную форму, которая хоть и немного, но все-таки сглаживает это расслоение».
Репетиторы закрывают прорехи образования
Для оценки качества нынешнего школьного образования аппарат уполномоченного по правам ребенка провел любопытный опрос. В нем приняли участие 4,2 тыс. ребят. Им было задано всего три вопроса. Первый звучал так: пользуетесь ли вы услугами репетитора? Треть опрошенных ответила утвердительно, 41% сказали, что будут пользоваться при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ, и только 28% отвергли эти услуги.
Второй вопрос был сформулирован следующим образом: чем вызвана необходимость обращения к услугам репетитора? Большая часть – 38% – сослалась на сложность учебной программы, 26% – на несоответствие учебной программы требованиям итоговой аттестации, а 36% объяснили приглашение репетиторов низким качеством образования.
Третий вопрос касался тех школьных предметов, по которым особенно востребованы репетиторы. Лидировали русский язык – 39% и математика – 29%. Остальные проценты пришлись на профильные предметы, по большей части физику, историю, обществознание, иностранный язык.
Сегодня, считает Светлана Семенова, именно репетиторы, в качестве которых зачастую выступают сами преподаватели, закрывают прорехи образования. Хорошо, если материальные возможности семьи позволяют это сделать, а если средств на такое доучивание нет?
«Обидно, что нередко такой подход устраивает школу и педагогов, ведь кто будет разбираться в том, что хорошие баллы на ЕГЭ – это заслуга не только педагогов, но и репетиторов совместно с родителями выпускника».
Самостоятельно грызть гранит науки
В числе жалоб, поступающих от родителей учеников, Светлана Семенова отмечает на все усиливающуюся тенденцию к самостоятельному освоению учебного материала, начиная от поиска источника информации и заканчивая формулировкой выводов. Причем такая практика оправдывается тем, что детей нужно больше приучать к самостоятельной работе, ибо это повышает эффективность усвоения учебного материала.
«Самостоятельность прививать ребенку, бесспорно, нужно, но прежде всего их надо научить этой самостоятельности, а не задавать ребятам тему для изучения на дом, а на следующем уроке заслушивать информацию о ней от тех учеников, кто как-то и что-то понял, и на этом переходить к следующей теме. Не секрет, что многие дети готовят домашнее задание вместе с родителями – «домашними учителями». Хорошо, если они знают физику или химию, а если нет? Тогда это означает, что данная тема «пролетает» мимо банка накапливаемых знаний ребенка».