30.06.2016 11:02
Рубрики
Общество
Фото
Светлана Роднина
Теги
#ГИБДД
Фото:
Светлана Роднина
30.06.2016 11:02

На посту – офицерская династия

Больше полувека в общей сложности прослужили в ГАИ и ГИБДД Иркутской области офицеры трех поколений династии Арсентьевых – Виктор Константинович, его сын Игорь и внук Константин. Предстоящий 80-летний юбилей родной Госавтоинспекции они отметят как самое большое семейное торжество.

На перекрестке

Старожилы Иркутска помнят, как в 1966 году на перекрестке центральных улиц имени Ленина и Карла Маркса появился молодой регулировщик – перетянутый ремнями бравый сержант милиции в белой каске на черном мотоцикле. В городе, где еще не было светофоров, постовой, виртуозно жонглирующий своим полосатым жезлом, вызывал самый живой интерес прохожих и собирал немало зевак. Иногда сержант брал в руки мегафон, чтобы сделать замечание очередному нерадивому пешеходу:

– Бабуля с редикюлем! Вернитесь, пожалуйста, на тротуар и подождите, когда проедет транспорт!

– Мужчина в шляпе! Вас тоже это касается!

– Пионерскому отряду приготовиться! Сейчас будем дружненько переходить улицу!

Мало кто знал тогда, в конце 60-х, что имя регулировщика – Виктор Арсентьев, что ему 21 год, он недавно отслужил срочную и надел милицейскую форму. И тем более никто не мог предположить, что впереди у молодого человека долгий 30-летний путь в органах внутренних дел Приангарья. Служебная биография приготовила ему множество встреч с людьми самых разных профессий и статусов, хлопотные должности, тревожные дни и ночи, беспокойные дежурства и отвела свою меру нештатных ситуаций. Но отсчет всех этих событий для него начался с того самого оживленного перекрестка.

– Полтора года, как один день, отстоял я на этом посту, – с улыбкой вспоминает Виктор Константинович. – А должность моя в официальных бумагах называлась «инспектор дорожного надзора Отдельного дивизиона регулирования уличного движения» (ОД РУД) и предполагала не меньшую ответственность, чем у сегодняшних экипажей ДПС. Когда на 40-градусном морозе становилось невмоготу, забегал на несколько минут в здание поликлиники погреться, а потом опять на службу. И так восемь часов. Основные проблемы на дорогах нам тогда доставляли мотоциклисты, но уйти от моего «Урала» с форсированным движком мало кому из них удавалось. Причем ни оружия, ни спецсредств нам тогда на дежурство не выдавали, достаточно было форменного обмундирования. Но скажу с полной уверенностью – порядка на дорогах было куда больше. Позже в моем распоряжении появился «Москвич-412» с громкоговорящим устройством, с помощью которого я обязан был, кроме всего прочего, вести пропаганду правил дорожного движения: «Уважаемые пешеходы, будьте внимательны, переходя проезжую часть улицы!» Кстати, сегодня этим занимаются целые подразделения в структуре ГИБДД.

Однажды и навсегда

Врожденные качества Арсентьева – старательность, максимальная самоотдача, неумение и нежелание работать «абы как» – скоро оценили в дивизионе. У руководства укрепилось мнение, что парень надежный, накрепко «врастает» в службу, а значит, на него можно положиться, доверить более серьезные задачи.

– Я не могу назвать никого в ГАИ и ГИБДД региона, кто, как подполковник Виктор Константинович Арсентьев, прошел бы все служебные ступени нашего ремесла, – рассказывает нынешний руководитель УГИБДД Иркутской области Вячеслав Жилкин. – Работая рядовым инспектором дорожного надзора, старшим инспектором, помощником дежурного, затем дежурным ГАИ областного центра, возглавляя отделение ГАИ крупного района и, наконец, приняв должность заместителя начальника управления, этот человек, без преувеличения, с годами стал живой легендой. Далеко не каждый приходит к нам, как он, раз и навсегда. Одни увольняются, не выдерживая физических и психологических нагрузок; другим не хватает знаний, образованности; третьим – запаса прочности, моральных сил, выдержки. Ведь не секрет, что инспектору часто приходится сталкиваться с наглостью и откровенным хамством. Сохранить в подобных ситуациях самообладание удается не всем.

Пусть не сразу, но подполковник Арсентьев сумел выработать для себя универсальную модель поведения при общении с водителями автотранспорта. В ее основе лежит строгое следование закону и служебным инструкциям, корректность, вежливость, твердость, принципиальность, а еще умение понять человека, оказавшегося в трудных обстоятельствах, и готовность пойти ему навстречу.

– Уверен, что все эти свойства офицера дорожной службы можно объединить в такое понятие, как порядочность, – рассуждает ветеран МВД Виктор Арсентьев. – К такому убеждению я даже не пришел, а выстрадал его за 31 год, сотни раз находясь перед выбором, какое решение следует принять. Так я учил поступать и своего сына, и внука, которые следом за мной выбрали эту профессию.

Дал слово – держи

Самым непростым и памятным этапом своей биографии подполковник в отставке считает период работы начальником отделения ГАИ Иркутско-сельского района, на территории которого размещались в свое время десятки колхозов и совхозов. Каждая посевная или уборочная кампании превращались для сотрудников Госавтоинспекции поистине в битву за урожай.

– Что такое уборочная страда? Это полтора-два месяца непрерывной изматывающей работы не только механизаторов, овощеводов и хлеборобов, но и подразделений ГАИ, – вспоминает свои «сельские» будни ветеран. – Все, до последнего инспектора, безвылазно живем в колхозах, куда из города идут нескончаемые колонны автомашин с плакатами: «Соберем урожай без потерь!» Вот мы и недосыпали, чтобы исключить эти самые потери. Сопровождали грузовики с поля на элеватор, в распутицу вытягивали их из грязи, следили, чтобы разные проходимцы не расхищали горюче-смазочные материалы, чтобы техника вовремя ремонтировалась, чтобы какой-нибудь подвыпивший тракторист или комбайнер не совершили ДТП, чтобы весь урожай попал в так называемые закрома родины. Я видел, что личный состав работает на износ, поэтому взял за правило: уходит человек в отпуск – обязательно плюсую ему положенные дополнительные дни отдыха за работу «на целине». И ни разу не отступил от этого правила, поскольку твердо понял: если ты принял на себя ответственность за сотрудников, если они поверили тебе и пошли за тобой, значит, надо верить этим людям. Дал слово – держи его. Тогда и тебя не подведут в трудную минуту. Об этом я говорил и своему сыну, начинавшему службу в ГАИ.

Сын

Когда подполковника милиции в отставке Игоря Викторовича Арсентьева спрашивают, почему он решил пойти по стопам отца, он без колебаний отвечает, что это решение пришло не вдруг. Еще в армии и техникуме он как бы «примерял» на себя отцовское ремесло. И потом, уже окончив институт и получив специальность механика, сделал окончательный выбор.

– Еще пацаном я с гордостью смотрел на отца, когда он приходил домой уставшим после службы, – делится воспоминаниями бывший заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора ГИБДД ГУВД Иркутской области Игорь Арсентьев. – Я внимательно наблюдал, как он снимает фуражку, портупею, китель, как садится за стол, и старался подражать ему во всем. Мне тогда казалось, что его работа и есть настоящее мужское дело, порой опасное, но очень нужное и важное. С возрастом это отношение, конечно, менялось, но желание служить в рядах Госавтоинспекции только крепло. В органы внутренних дел я, по нынешним меркам, пришел довольно поздно – в 27 лет. Здесь, в отделе технадзора, очень пригодилось неплохое знание техники. Однако не доставало другого – опыта общения с водителями-профессионалами, которые, как известно, народ довольно жесткий и не очень жалуют дилетантов, тем более среди «гаишников». Моя неосведомленность или откровенная глупость могла вызвать их насмешки, недоверие, а то и разрушение какого-никакого моего авторитета. Для молодого сотрудника это очень неприятное обстоятельство. Поэтому стал внимательно изучать специальную литературу, штудировал справочники, должностные инструкции. Если что-то не понимал, спрашивал совета у отца.

После одного из таких отцовских уроков Игорь Арсентьев сделал для себя важный вывод: поскольку офицеру ГАИ приходится общаться и с автослесарем, и с руководителем предприятия, со студентом и профессором, он просто обязан иметь интеллектуальный багаж. Иначе диалога не получится. И желательно, чтобы багаж этот был как можно солиднее.

– Вспоминаю один, на мой взгляд, поучительный эпизод, – мой собеседник мысленно возвращается к тем дням, когда работал в экипаже ДПС на территории центрального района Иркутска. – Дежурим мы с напарником Валерой Журавлевым на главной площади города. Вижу, к нашей служебной машине направляется группа иностранных туристов. Явно что-то хотят спросить. А я по-иностранному только со словарем, то есть практически никак. Боковым зрением замечаю, что за нами наблюдают человек пять студентов – ждут повода, чтобы похохотать над нашей беспомощностью и конфузом. Иностранцы, а это были немцы, тычут пальцами в карту и быстро-быстро что-то объясняют. Ну, думаю, попали мы впросак. И вдруг Валера, мой напарник, очень уверенно на прекрасном немецком начинает бегло разговаривать с гостями. Те восхищены его произношением, задают какие-то вопросы, смеются. Меня распирает гордость за иркутских полисменов – знай наших! Позже узнал, что Журавлев успешно окончил курсы иностранных языков, освоил немецкий. Молодец! Вроде случай обыкновенный, но, тем не менее, он сработал на наш имидж, вызвал у людей позитивное отношение к стражам порядка. За 22 года службы я не раз вспоминал слова отца о том, насколько важны в нашем деле широкая эрудиция и знания не только в области законодательства, но и в других сферах. А уйдя на пенсию, постарался передать все нехитрые секреты профессии своему сыну Константину, который сегодня является государственным инспектором отдела технического надзора межмуниципального управления МВД России «Иркутское».

Внук

Стаж работы в ГИБДД лейтенанта полиции Константина Арсентьева пока невелик – всего три года, но во время разговора с ним сразу чувствуешь его профессиональную зрелость и глубокое понимание собственной миссии в этом подразделении полиции. Он и не скрывает, что этот надежный фундамент заложен дедом и отцом.

– Но с другой стороны, начинать службу мне было сложнее, чем многим моим сослуживцам, – слишком большую ответственность я ощущал на своих плечах вместе с погонами, – признается 27-летний офицер. – Вы меня понимаете: дед – уважаемый ветеран МВД, бывший замначальника управления, отец тоже один из опытнейших и известных специалистов подразделения. А значит, с меня спрос в два, нет, в три раза выше. Тут любой мой прокол на виду. Оставалось одно – предельно добросовестно и честно выполнять свои обязанности.

У старших родственников он научился по-государственному относиться к той или иной проблеме, сопоставлять факты и анализировать полученную информацию. Скажем, рассуждая о сегодняшнем плачевном состоянии городских автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, Константин считает, что причиной всему – низкая дисциплина водителей и бесконтрольность со стороны руководителей, которые зачастую в ущерб пассажирам озабочены только личной выгодой, а потому вводят жесточайшую экономию на ремонт и обслуживание техники.

– В ходе рейдов мы постоянно сталкиваемся с такими моментами, когда техническое состояние маршрутных такси и автобусов балансирует между оценками «очень плохое» и «аварийное», – делится своим мнением лейтенант. – По рассказам деда и отца я знаю, насколько серьезный контроль со стороны правоохранительных органов за такими организациями был еще десяток лет назад. Сегодня там сплошь и рядом неопытный, непрофессиональный водительский состав, сколоченный большей частью из гастарбайтеров; разбитые в хлам автобусы, которыми порой управляют люди, находящиеся в алкогольном, а то и наркотическом опьянении, «лысая» резина на колесах автомашин, перевозящих горожан, хамское отношение шоферов к пассажирам. Нам говорят: мол, слишком много контроля за деятельностью частных предпринимателей стало нынче в стране. Но я считаю, если речь идет о безопасности граждан, много контроля здесь быть не может.

Константин отчетливо осознает, что впереди – целая жизнь, не исключающая любые повороты судьбы. Но сегодня самое главное для него – достойно продолжить профессиональную семейную традицию. Возможно, об этом же он когда-нибудь скажет и своему маленькому сыну Вовке, который уже сейчас хочет стать… кем бы вы думали? Играя своими многочисленными игрушечными машинками, он на полном серьезе делает строгие замечания их водителям за превышение скорости и другие нарушения правил дорожного движения.