Евгений Лаленков: На Олимпиаде еще услышат нашу фамилию
Если в поисковых системах интернета набрать словосочетание «конькобежный спорт» и фамилию Лаленковых, вам выпадут как минимум четыре варианта. Три из них – ангарчане: Алексей и Валентина, их знаменитый сын Евгений. Но вот уже почти два года, как в стане спортивных Лаленковых прибыло: Евгений Лаленков женился на своей коллеге, конькобежке Евгении Дмитриевой. Пока в копилке этого известного семейства пять белых Олимпиад.
Евгения Лаленкова уверенно заявляет, что планирует участвовать в Олимпиаде-2018. Тренером, конечно, будет ее муж. В июне звездное семейство находилось на тренировочных сборах в спортивном лагере «Ангара», расположенном рядом с Листвянкой. Вместе с ними на Байкал приехал годовалый сын Никита. Наш корреспондент побывал в гостях у спортсменов и пообщался с ними в перерыве между тренировками.
Небольшой деревянный дом в «Ангаре» под номером 17. Мы приехали в лагерь, когда все спортсмены разошлись на послеобеденный перерыв. Для разговора устроились на уютном крылечке номера. Внутри спал Никита.
– Когда у нас сейчас спрашивают, кто в вашей семье главный, мы говорим, конечно, ребенок. Весь распорядок дня он формирует, – улыбается Евгения.
– На самом деле, главным в вашей семье остается спорт. Вы уже две недели здесь, а поймать в Ангарске вас так и не удалось, все сборы, тренировки…
– Это действительно так. В 2014 году я ушел из большого спорта. Но так как конькобежным спортом занимаюсь больше 20 лет, накопился определенный опыт, которым можно поделиться, и я решил стать тренером. Сначала год проработал в молодежной сборной России, сейчас – в училище Олимпийского резерва № 2 в Москве тренирую. Сюда я привез на сборы 12 ребят из Москвы, Питера. Спортсменам от 16 до 24 лет, тренировки дважды в день по 3,5 часа, – рассказывает Евгений.
– А почему для сборов выбрали этот лагерь, неужели ближе ничего не нашли?
– Конечно, можно было бы и ближе. В этом лагере я вырос, меня здесь хорошо знают, и руководство пошло мне во многих вопросах навстречу. Но дело в другом. Здесь все условия комплексно подходят для наших тренировок. Можно сочетать силовую, велосипедную подготовку, есть бассейн, прекрасная экология. Что говорить, вот Денис Коваль к нам присоединился, у него была возможность поехать готовиться на Майорку, а он предпочел Байкал.
– Велосипеды спортсмены с собой привезли? Сколько проезжаете за тренировку?
– Конечно, с собой. Километров 40–50 за раз едем.
– Евгений, вы из знаменитой спортивной династии. Ваши родители, известные спортсмены-конькобежцы, были рады, когда узнали, что вы профессионально свяжете свою жизнь со спортом?
– Думаю, что не совсем. Именно потому, что были хорошо знакомы с большим спортом, знали его изнутри, что там не всегда все бывает справедливо. Но, с другой стороны, хотя они никогда не были моими тренерами, всегда подсказывали мне. Мама смотрела меня на тренировке и методически оценивала, где мне не хватает выносливости, ловкости, гибкости. По сути, была моим сотренером.
– Вы также создали спортивную семью. Из вашего сына какого спортсмена будете готовить?
– Профессионального спортсмена, наверное, никакого, – в разговор вступает Евгения. – Но то, что спорт будет в его жизни, это однозначно. Какой, сам выберет. Вот только бы не хоккей. А то, как Женя уходит играть в хоккей, я всегда переживаю.
– Это у вас такое хобби, Евгений?
–Да, играю в любительской хоккейной сборной, где ваши коллеги участвуют, например, телевизионный журналист Антон Верницкий играет.
– Вы, Женя, – обращаюсь я уже к жене, вот такой каламбур, – родили прошлой весной и уже выступаете…
– Да, я начала тренироваться, когда малышу было только два месяца. Понимаете, очень трудно, когда ты всю жизнь тренируешься по семь часов в сутки, вдруг остаться без нагрузки. Я за этот год уже успела стать чемпионкой России и квалифицироваться на домашний чемпионат мира, где заняла девятое место. С ребенком мама помогала, родственники, справляемся.
– А на Олимпиаду в Сочи, Евгений, вы ездили?
– Я участвовал как комментатор, пригласили. А Женя, она тогда перетренировалась и не прошла отбор, приезжала как зритель на несколько дней. Наши конькобежцы тогда не показали результатов. Печально было видеть, как зрители со стадиона уходили сразу после выступлений Скобрева, Юскова.
– У вас было столько победных стартов, вы участвовали в трех Олимпиадах, но до олимпийских медалей не дошло. Обидно?
– А вы как думаете? Завоевать олимпийскую медаль важно для каждого спортсмена. Ну, что делать? Буду как тренер теперь участвовать в олимпиадах, готовить Евгению Лаленкову к Олимпиаде-2018. Может, это мой второй шанс? На самом деле есть талантливые молодые спортсмены-конькобежцы. Пару моих учеников неплохо бежали на первенстве России. Просто конькобежный юниорский спорт не сильно освещается.
– Евгений, вы долго не женились. В одном интервью сказали, что в жены выберете девушку с большими притязаниями в жизни. Женя такая?
– Мы с ней были знакомы давно, вместе периодически тренировались на сборах. Но отношения завязались два-три года назад. Чем она мне понравилась? Тем, что сама является личностью. Никогда не заглядывала мне в рот, как это делали многие девушки. Она интересная, постоянно развивается. И хотя я старше Жени почти на десять лет, мне есть чему у нее поучиться.
– Вместе с вами на сборы прилетела… кошка. Так любите, что не решились оставить?
– Любим. Это ее первое путешествие на самолете в жизни. Я так мечтала о котеночке, понимаете, когда ты всю жизнь проводишь на сборах и не можешь видеть, как растут котята, – смеется Евгения. – И вот, мы взяли котенка, назвали Месси в честь великого футболиста, я очень люблю футбол. Я его из пипетки кормила, выхаживала. А он подрос, оказался кошкой, а в хозяева выбрал Женю. Когда муж приходит домой, он берет Месси на руки, и они вместе развлекаются, охотятся на мух.
– Как вам, Евгения, Ангарск?
– Мне здесь комфортно, уютно. Может, потому что я сама выросла в небольшом городке Ивановской области. В Ангарске я сразу сориентировалась, он мне больше Иркутска понравился.
– Евгений, вы в роли тренера совсем немного. Каким должен быть тренер, на ваш взгляд?
– Мне посчастливилось работать с разными тренерами. Я благодарен всем. И первому своему тренеру Елизавете Алексеевне Батгауер, и Валерию Муратову, который в свое время разглядел мой потенциал и пригласил в сборную страны, и личному тренеру Николаю Мельникову, и итальянцу Маркето, нынешнему главному тренеру сборной Вадиму Саютину, гибкому и лояльному, с ним мы всегда были в диалоге. У каждого из них были свои сильные моменты, которые достойны применения. Что вы скажите про тренера, который воспитал одного олимпийского чемпиона, а несколько сотен ребят сломал? Такие тренеры тоже бывают. Конечно, можно на тренировках орать матом, но я предпочитаю мотивировать другими способами. Я своим ученикам говорю: выходя на дистанцию, не пытайтесь в уме завоевать медали, сначала ее преодолейте. Вот во времена рыцарей, чтобы завоевать королевство и даму своего сердца, они ставили перед собой цель – завоевать каждую ступеньку крепости, что стояла на пути. И побеждали.
– Женя – мягкий тренер, но настойчивый, – добавляет Евгения. – Он сопереживает каждому ученику, порой верит в них больше, чем они. И они это чувствуют. И я понимаю, когда в свободное время он решает дела своих подопечных. Я знаю, что к нему хотят перейти некоторые от других тренеров, как это сделал Артем Золотарев, показавший на Кубке мира второй результат на пятисотметровке. После травмы он два года восстанавливался у Жени.
– Евгений, а если однажды сбудется мечта ангарчан, и у нас появится свой крытый стадион для конькобежцев? Вернетесь на родину?
– Если позовут, почему нет?