Обнадеживающие прогнозы
Июль в Иркутской области ожидается дождливым
Иркутскгидромет прогнозирует дождливый июль, что благоприятно скажется на пожароопасной обстановке. В южных районах Иркутской области ожидается количество осадков больше нормы, в северных и западных территориях – меньше. Среднемесячная температура воздуха в июле прогнозируется выше многолетних значений на 1–1,5 градуса.
За минувшие выходные площади природных пожаров в Иркутской области сократились на 15 тыс. 719 га, в основном благодаря ликвидации крупнейшего в регионе лесного пожара в военном лесничестве в Братском районе. Лес там горел с 13 июня, пожар с этого времени разросся до более 14 тыс. га. На землях лесного фонда удалось потушить пять очагов общей площадью 1,4 тыс. га. По два – в Качугском и Усть-Илимском районах, один – в Усть-Кутском районе. Также ликвидирован пожар в Байкало-Ленском заповеднике на территории Качугского района площадью 1,1 тыс. га.
По данным на 12 июля, накануне в лесном фонде было ликвидировано еще два пожара – ранее действовавший в Качугском районе на площади 57 га и вновь зарегистрированный очаг площадью 2 га в Зиминском районе. В работах по обнаружению и тушению лесных пожаров 11 июля были задействованы 114 человек и восемь единиц техники, в том числе три воздушных судна. Общий налет авиатехники составил 14 часов 10 минут. В результате утром 12 июля в регионе действовало три природных пожара: два в Качугском и один в Катангском районах. Площадь возгораний составляет 2,7 тыс. га, в том числе 905 га, не покрытых лесом. Локализованными остаются два очага на общей площади 1 тыс. га на землях ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
По информации ФГБУ «Иркутское управление гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды» на 12 июля, в большинстве районов области ожидается малая и средняя степень пожароопасности (II и III класса), местами в западных и северных районах – высокая (IV класс), в верхнеленских районах – высокая и чрезвычайная степень (IV-V класс).
– Есть целый комплекс условий, который приводит к иссушению так называемой подстилающей поверхности – это отсутствие или малое количество осадков, высокие температуры, низкая влажность воздуха, ветер, – отметил начальник отдела агрометеорологических прогнозов Иркутского Гидрометцентра Владимир Гонтарь. – Все это создает благоприятную среду для возгорания от любой искры.
Специалист добавил, что по всей стране действуют федеральные критерии пожароопасности. Для сельского хозяйства они одни, для лесов – другие. Уже весной, как только сойдет снежный покров и установится положительная температура, Иркутскгидромет начинает вести расчет пожароопасности лесов.
– Наши данные – это глаза и уши МЧС. Есть формула Нестерова, по которой температура воздуха в пункте наблюдения умножается на дефицит точки росы в этом же пункте в это же время, – пояснил Владимир Гонтарь. – Дефицит точки росы – это разность между фактической температурой воздуха и точкой росы. И так каждый день нарастающим итогом. Если полученная сумма не превышает 300 градусов, то степень пожароопасности отсутствует, до 1 тыс. градусов – малая степень, в пределах 1001–4000 – средняя степень, 4001–10000 – высокая, более 10 тыс. градусов – чрезвычайно высокая, или V класс пожароопасности. Начиная с четвертого класса, природные явления считаются опасными, и нужно принимать меры.
Однако федеральная шкала действует на всю Россию, хотя климатические условия не только в разных регионах, но даже внутри одного субъекта РФ совершенно разные. Поэтому в мае прошлого года в Приангарье было решено использовать региональные критерии, которые в свое время были разработаны Гидрометцентром России совместно со специалистами лесного комплекса, причем дифференцированно для каждого района Приангарья.
– По региональной шкале пожароопасность территорий повышается при меньших значениях, – продолжил Владимир Гонтарь. – Например, для Качуга 501–1300 градусов – это второй класс опасности, третий наступает при 1301–1800 градусах, четвертый – 1801–2000, более 2 тыс. градусов – пятый чрезвычайный класс опасности. В итоге по региональным шкалам ситуация находится под контролем заблаговременно.
Хотя в этом году в последнюю пятидневку июня, вплоть до 4 июля, когда начались осадки, в ряде районов области, в том числе в Качугском и Чунском, наблюдался пятый класс пожароопасности даже по федеральной шкале. Специалист Гидрометцентра также добавил, что погода постоянно меняется, поэтому классы пожароопасности ежедневно пересматриваются. Прошел хороший дождь – снизилась степень. Согласно разработанным критериям, если выпало более 3 мм осадков, все показатели обнуляются, и расчет по формуле Нестерова начинается сначала.
– В прошлые три года была сложнейшая обстановка, – вспоминает Владимир Гонтарь. – В июле и августе тогда наблюдалось необычное явление. В эти месяцы область традиционно заливает, а с 2013 года, наоборот, – засуха. Например, для Иркутска норма осадков в июле – 120 мм, а выпадало в два раза меньше. В северных районах еще меньше. Пик классической аномальной засухи пришелся на прошлый год.
Подобная засуха была в 2003 году. Но тогда лесных пожаров регистрировалось меньше. Объясняется это тем, что в то время уровень криминогенной обстановки в лесу был ниже, да и в целом хозяйственная деятельность по заготовке древесины велась не так активно, как сегодня.
Нынешний июль метеорологи прогнозируют дождливым и достаточно теплым. Среднемесячная температура воздуха ожидается на 1–1,5 градуса выше средних многолетних значений. Температура ночью – 12–17 градусов выше нуля, при похолоданиях +5+10, днем – 22–27 градусов тепла, при потеплении – 29–34 градуса. В южных районах области прогнозируется количество осадков больше нормы, на севере области и в западных районах – меньше.