Джон из джунглей
«Тарзан. Легенда» (The Legend of Tarzan) (12+)
США, 2016
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Александер Скарсгорд, Марго Робби, Сэмюэль Л. Джексон, Кристоф Вальц
Середина 1880-х. Африканское государство Конго переходит под юрисдикцию короля Бельгии. Улаживая на месте разные бюрократические процедуры, официальный бельгийский представитель капитан Ром (Кристоф Вальц) знакомится с вождем одного из местных племен Мбонгой (Джимон Хунсу). Мбонга сулит Рому россыпь алмазов, если тот приведет к нему знаменитого Тарзана. Когда-то «король обезьян» жил в этих местах – и с тех пор у Мбонги почему-то заточен на него зуб.
Но Тарзан (Александер Скарсгорд) уже давно перестал быть Тарзаном, а стал тем, кем и был рожден, – английским лордом Джоном Клейтоном, живет в роскошном лондонском доме с красавицей-женой Джейн (Марго Робби) и в ус не дует. Проныра Ром, однако, втирается к нему в доверие и уговаривает съездить в Конго. На счастье Тарзана, в дорогу с ним и его женой навязался еще и видный общественный деятель из Штатов – афроамериканский полковник Джордж Вашингтон Уильямс (Сэмюэль Л. Джексон), который хочет посмотреть, не притесняются ли в новых бельгийских владениях его черные собратья. В итоге он вместе с Тарзаном выйдет на тропу войны против злодеев.
Тарзан – один из наиболее значимых киногероев первой половины двадцатого века. А вот позже о нем особо не слыхали, разве что в 1984-м вышел дурной английский фильм «Легенда о Тарзане» с будущим «горцем» Кристофером Ламбертом, да в 1999-м был снят не самый удачный диснеевский мультфильм «Тарзан».
Фильм «Тарзан. Легенда» сильно напоминает диснеевскую продукцию; точнее – те угрюмые ремейки, которые студия нынче снимает на основе старых веселых мультфильмов. Скажем, на «Книгу джунглей» этого же года «Тарзан. Легенда» походит как брат-близнец. И от своих предков – фильмов о Маугли и Тарзане, снятых в прошлом веке, – «двойняшки» отличаются не в лучшую сторону.
Как и «Маугли», «Тарзан» образца 2016 года зачастую похож скорее на компьютерный мультфильм, чем на традиционное кино. Но это еще полбеды; по-настоящему худо то, что обе картины выдержаны в мрачноватых – и оттого утомительных – тонах. Нет ни юмора, ни внятного чувства стиля, ни даже особой занимательности. Все это погребли под собой обязательства, взваленные на режиссера вместе с огромным бюджетом в 180 млн долларов.
Казалось бы, за такие деньги можно было снять что-то особенное – такое, чему позавидовали бы создатели всех предыдущих «Тарзанов». Однако все новое в «Легенде» ограничивается «всамделишностью» компьютерных обезьян и прочих животных. Но ведь это как «ожившие» динозавры из научно-популярных фильмов BBC: посмотрел минут пятнадцать, увидал, «до чего техника дошла», а дальше уже скучно. Да и в сюжетной составляющей «Тарзан. Легенда» ненамного занимательней блаженных буколических зарисовок а-ля «Прогулки с динозаврами». До уровня хотя бы «Жизни Пи» «Тарзану. Легенде» бесконечно далеко, примерно так же далеко, как этим самым «Прогулкам» до «Парка Юрского периода».
Жалко не только зрителей и актеров, но и режиссера. Британский постановщик Дэвид Йейтс поставил целых четыре фильма про Гарри Поттера – и, по общему признанию, справился с этим на пять. Казалось, он сможет совладать и с Тарзаном, в конце концов, сто лет назад «король обезьян» был столь же популярен у юношества, как очкарик с волшебной палочкой в наши дни. Йейтса в данном случае погубила как раз эта столетняя дистанция – чересчур уж хрестоматийны сегодня истории про Тарзана. Если бы эта картина являлась первой экранизацией произведений Эдгара Райса Берроуза, ей многое можно было простить, но заинтересоваться очередным изложением общеизвестного сюжета только на том основании, что он впервые оказался суперкомпьютеризован – смехотворно.