История с планетарием
5 июля состоялась очередная «Прогулка по старому Иркутску». На этот раз она была посвящена планетарию. О нем горожанам рассказала журналист Юлия Сергеева, которая не только пишет книгу об истории Иркутского планетария, но и активно занимается краеведением.
В Москве в 1947 году на заседании Всесоюзного общества по распространению политических знаний академик Вавилов предложил в каждом крупном городе России построить планетарий. Это было своего рода директивой, и в 1948 году региональное отделение общества заявило о том, что в городе должен быть построен планетарий. В октябре 1948 года заведующий службой Солнца астрономической обсерватории госуниверситета Алексей Александрович Каверин написал в газету «Восточно-Сибирская правда» письмо, в котором предлагал построить в Иркутске планетарий: «Иркутск – большой культурный город, – писал он. – Здесь необходимо иметь планетарий, который бы явился центром распространения астрономических знаний для Сибири и Дальнего Востока».
Подобрать помещение для размещения планетария оказалось непросто. В Иркутске несколько лет пустовало здание Троицкой церкви, закрытой с 1931 года. Сначала здесь располагалось общежитие для рабочих, строивших Ангарский мост, потом находились различные учреждения. В 1942 году в здании были сняты окна и двери, демонтирована кровля. Фактически его уже почти разрушили, а внутри устроили свалку.
Как рассказала Юлия Сергеева, в 1947 году группа православных верующих во главе с Варварой Булатовой обратилась в горком и облисполком с просьбой передать им пустующее здание, чтобы вновь устроить в нем храм. Поначалу облисполком и горисполком согласились с этим, но им нужно было получить разрешение совета по делам РПЦ при правительстве. Ответ ждали практически год, и в конце концов храм почти уже передали верующим, но в последний момент решение было отменено.
– Дело в том, что к передаче Русской православной церкви в тот момент готовилось 28 храмов по территории СССР, в том числе, Свято-Троицкий храм в Иркутске. Решение о передаче храма было принято, а после уже Советом министров отменено. К 1949 году стало ясно, что верующие это здание не получат, и в тот момент, когда горисполком и облисполком были вынуждены отменить решения о передаче храма верующим, этим же решением здание было передано под планетарий, – рассказала Юлия Сергеева.
Это произошло в конце сентября 1949 года. Сначала планировалось, что планетарий откроется ко Дню сталинской конституции – 5 декабря, но естественно, ничего не получилось. Здание было почти разрушено, денег на восстановление не хватало, и планетарий открылся только 4 марта 1950 года. В нем был установлен аппарат УП-3 («Упрощенный планетарий»).
– Аппарат назывался упрощенным, потому что для Москвы, например, могли за валюту купить Цейсс в Германии, но для других городов это было невозможно. Перед экспериментальными мастерскими Московского планетария была поставлена задача – разработать аппарат, который был бы дешев и устанавливался в планетариях городов России. Так был изобретен УП-3. Он представлял собой картонную сферу с множеством искусно проколотых дырочек, в полном соответствии с расположением звезд на небе. Под него ставилась электрическая лампа с точечной нитью, и на купол проецировалась карта звездного неба, – пояснила Юлия Сергеева.
Шар помещался на двух осях, и когда включалась лампа, тонкие лучи света, падая на внутреннюю поверхность матерчатого купола, давали изображения звезд.
В газете «Восточно-Сибирская правда» так описывалось открытие планетария: «В зале становится полутемно, вы поднимаете голову и видите, как по белому куполу медленно плывут окрашенные лучами заходящего Солнца облака. И вот над вами открывается бездонная глубина темного ночного неба. Маленькая быстрая электрическая стрелка, повинуясь лектору, бегает по небу, указывая созвездия, туманности, движения Солнца и Земли. И невольно проникаешься ощущением величия Вселенной».
Планетарий был рассчитан на 120 мест, диаметр купола – восемь метров. Первую лекцию, которая называлась «Наука и религия о строении Вселенной», прочитал известный советский астроном Василий Иванович Курышев. Он работал в Иркутске, потом переехал в Рязань и долгое время заведовал астрономической обсерваторией Рязанского госуниверситета.
В то время это был единственный планетарий за Уралом, и люди ехали сюда с Дальнего Востока. За первые восемь с половиной месяцев существования Иркутского планетария его посетили 38 тыс. 100 человек. К концу 1950 года число посетителей увеличилось до 44 тыс. 610 человек. За первые 16 лет только три лектора планетария – знаменитые на тот момент люди в Иркутске: Георгий Люшин, Виктор Цепурит и Сергей Филиппов – прочитали 7 тыс. лекций, которые посетили 350 тыс. человек. К 20-летнему юбилею в планетарии побывали уже больше 1 млн человек.
В 1953 году на Ангаре произошло очередное зимнее наводнение, и планетарий, как и все остальные строения на улице Пятой армии, подтопило. Это был тяжелый удар, полностью залило пульт планетария, звездный аппарат перестал работать. Починили его только благодаря усилиям замечательного человека, механика Анатолия Васильевича Селезнева, который через несколько лет станет директором учреждения.
В те годы лекции обновлялись практически каждый день. Представьте: 1957 год, полеты первого спутника – и лектору приходилось менять всю программу, потому что именно в планетарий шли люди, чтобы узнать, что это такое – искусственный спутник Земли. Лекции устаревали за месяц-два, потому что потом были второй искусственный спутник, третий. Тема настолько пользовалась спросом, что с октября по ноябрь 1957 года лекции об искусственных спутниках были прочитаны более сотни раз.
За все существование Иркутского планетария в здании Троицкой церкви капитальный ремонт не проводился ни разу. Помещение обветшало, в иные годы доходило до того, что сотрудники самостоятельно ремонтировали полы, подоконники. В 70-е годы начались многочисленные претензии к работе планетария, потому что он не зарабатывал достаточно средств. Началась серия смены директоров, но, несмотря на старания руководителей возродить былую славу планетария, кровля уже обветшала настолько, что могла упасть на зрителей. В начале 80-х горисполком создал комиссию, которая установила, что дальнейшая эксплуатация здания невозможна, но до 5 июля 1983 года планетарий работал. На ремонт требовалось 600 тыс. советских рублей. Иркутский горисполком не смог их найти, общество «Знание» тоже отказалось от финансирования…
Руководитель астрономического кружка станции юных техников Свердловского района Елена Савельевна Шерстова боролась за планетарий. В 80-е годы она проводила круглые столы, писала в газеты. Тогда же за планетарий вступился глава Иркутского астроклуба Эдуард Зуев, физики, сотрудники института солнечно-земной физики СО РАН, директор астрономической обсерватории ИГУ Кира Мансурова. Тем не менее 25 января 1986 года здание было опечатано, в нем официально началась реставрация. Не так давно здание отреставрировано по проекту московских архитекторов Галины Оранской и Евгения Шутова, а после реконструкции передано Иркутской епархии, здесь находится Свято-Троицкий храм.
Была договоренность, что планетарию предоставят другое здание. Однако все предлагавшиеся варианты зданий были отвергнуты, последнее упоминание о строительстве нового здания в документах мелькало в 1989 году.
В 1992 году в городе сформировалась инициативная группа по строительству планетария. Обсуждались восемь проектов в различных местах города, но ни один из них так и не был реализован. В 2010 году глава группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук во время экспедиции на Патомский кратер услышал об идее возрождения планетария от участника
инициативной группы, иркутянина Дмитрия Семенова. В сентябре этого же года в рамках Байкальского экономического форума Михаил Слипенчук заявил о намерении разместить в 130-м квартале Иркутска планетарий. Удивительно, но этот проект был доведен до конца: в феврале 2015 года в городе открылся новый современный планетарий. За первый год работы его посетили 42 тыс. человек.