«Доработаем до зимы, и все…»
В селе Зоны Аларского района закрывается молочно-товарная ферма
Жители двух населенных пунктов Аларского района – села Зоны и деревни Бурятской – бьют тревогу: на территории закрывается единственная молочно-товарная ферма (МТФ), работающая в СХПК «Страна Советов». Более 50 человек могут остаться без работы в и без того безработных деревнях.
В село Зоны мы приехали по густой жаре. Над селом висело марево, воздух был неподвижен от зноя, а в редкой тени сельских улиц спасались коровы и собаки.
На сельской ферме мы застали импровизированный сход – все, кто в этот день трудился на производстве, собрались, чтобы рассказать нам о своих проблемах. Журналистам показали гордость фермы – открытый год назад цех по переработке молока. Здесь делают пакетированное молоко, сметану, кефир, творог, перерабатывается две тысячи тонн сырья в сутки. Однако новое производство работников цеха уже не радует. Они знают, что еще несколько месяцев и работу придется свернуть, поскольку по требованию прокуратуры местную ферму осенью могут закрыть.
Помещение блока, где содержатся животные, было сдано в эксплуатацию в 1965 году. За полвека блочное здание до крайности обветшало. Здесь сгнили полы, заржавели металлические конструкции, расходятся стыковочные швы между перекрытиями.
– Мы окна ни зимой, ни летом не открываем, боимся, – рассказывает заведующая фермой Татьяна Рязанова. – Как их открывать, если они вместе с рамами и кирпичами выпадать начинают?
Рядом с основным зданием МТФ стоит еще один заброшенный корпус фермы. Заходить нам туда запрещают. Через покосившиеся окна видим полнейшее запустение. Брошенное здание заросло травой и лопухами. Плиты перекрытия опасно накренились, и в любую минуту панельное помещение может сложиться, как карточный домик.
– Этот корпус закрыт с 1997 года, мы туда даже не заходим, – поясняет юрист предприятия Роман Павлов. – Смотрите, какая идет деформация постройки. За полвека от сырости тут все прогнило. В советские времена хоть и строили на совесть, но всему есть свой срок. Тут уже нечего восстанавливать. Несколько килограммов тротила и сровнять надо все с землей.
Между тем на ферме содержится 434 головы дойного стада и 600 голов КРС на откорме. За шесть месяцев доярки надоили 530 тонн молока, в сутки получают 1,3 тонны.
Капитального ремонта на ферме не было никогда.
– Мы своими силами делаем мелкие и крупные ремонты, латаем дыры. Но это уже давно никого не спасает, – с горечью говорит заведующая.
Заместитель главного бухгалтера СХПК Светлана Павлова рассказывает, что год от года ситуация со зданием фермы ухудшается. Попутно специалист дает экономический расклад дел на предприятии.
– Ферму нам придется закрывать. Прокуратура потребует. До зимы доработаем, и все. 50 человек – доярки, телятницы, скотники – жители села Зоны и деревни Бурятской без работы останутся. В деревне, сами знаете, с работой и так негусто. Горько это все осознавать. Закроем ферму, и цех по переработке остановится. Строили мы его, рисковали, конечно, но развиваться-то надо. Невозможно уже, невыгодно сдавать перекупщикам молоко по 18 рублей за литр. При этом дизельное топливо стоит 33 рубля за литр, а электроэнергия 4 рубля за киловатт/час нам обходится. Обидно, что те, кто покупает у нас молоко, получают компенсацию – 5 рублей за литр. Мы, производители, получаем 1 рубль дотаций. Справедливо, как вы считаете?
Построить ферму своими силами СХПК «Страна Советов» не сможет при всем желании. Главный бухгалтер предприятия Людмила Рогонова рассказывает, что в прошлом году прибыль предприятия была 2 млн рублей. Спасло селян растениеводство, потому что по линии животноводства шел прямой убыток. Расходы на электроэнергию, ГСМ, корма и другие статьи не позволяют производственному кооперативу думать о дальнейшем развитии.
– Мы честно работаем. В прошлом году уплатили 7 млн рублей налогов. В 11 млн рублей нам горючка обошлась. Вот и считайте… Мы готовы начать строительство новой фермы, но при поддержке государства. По схеме расходов на строительство 30 на 70 или 20 на 80 мы готовы начать стройку. Но самостоятельно мы такой проект не вывезем, – рассуждает главный бухгалтер предприятия.
Старая ферма у всех как бельмо на глазу. Штрафы от Роспотребнадзора за плохие условия труда для СХПК стали привычными. Недавно предприятие снова заплатило 60 тыс. рублей штрафов.
– Давно у нас встал вопрос о Зоновской ферме. Лет шесть назад мы начали бить во все колокола. В какие только инстанции не обращались! У нас все главы Минсельхоза перебывали, а дело пока не движется, – переживает главный инженер управления сельского хозяйства Аларского района Ефим Бохондоев.
Селу нужна новая ферма на 200 голов. Местные жители – трудолюбивые и работящие, приходят в отчаяние от перспективы остаться без работы. Жители двух сел при таком раскладе снова, как в злополучные 90-е годы, впадут в беспросветную нужду. Народ, воспрявший духом за последние годы, отказывается верить, что снова можно остаться без гроша в кармане.
Жизнь на ферме идет своим чередом. Механизаторы заготавливают для буренок сено, завозят его на площадки МТФ. Усталые, запыленные трактористы приветливо машут приезжим гостям и снова возвращаются на заготовку кормов. В телятнике копошатся маленькие телята, требуя заботы и внимания. Скотники тщательно очищают щербатые полы от накопившегося навоза. Люди работают и о плохом тут стараются не думать…