Край возле самого неба
Что такое Иркутская область для рядового туриста? Байкальские берега, море тайги и степные просторы. Тофалария, труднодоступная страна горных рек и дикой таежной природы, долгое время была в стороне от всеобщего внимания. В Иркутской области попытаются открыть этот край как новое туристическое направление.
Тофалария – край возле самого неба, как назвал эту землю Валентин Распутин, находится на юге Нижнеудинского района. Ее площадь – более 20 тыс. кв. км, сопоставима с размером небольшой европейской страны. Большую часть ее занимает тайга, покрывающая отроги Саян.
Это родина примерно 650 представителей одного из самых малочисленных народов мира – тофаларов, или карагасов. Сами они называют себя «тофа», что с их языка переводится просто – «человек». Когда-то они были кочевниками-оленеводами, сегодня – оседлые жители трех поселков: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара, затерянных в зеленых долинах меж могучих Саян. В современном мире потрясающие красоты этих краев – достояние, которым сами тофалары готовы делиться, особые надежды возлагают на туризм.
– Здесь организовали свое туристическое агентство, назвали его «Тофаларская усадьба», сформировали туры. Это самобытный туризм, пеший туризм. Можно ездить на лошадях, можно рыбачить, можно прогуляться до водопада, – рассказывает заместитель мэра Нижнеудинского района Евгений Бровко, непосредственно курирующий Тофаларию.
Но добраться сюда непросто. Связь с дорожной сетью Иркутской области отсутствует, по реке добраться затруднительно, мешают пороги. По «зимнику» от Нижнеудинска до Алыгджера со скоростью 20–60 км в час придется ехать около десяти часов. Так что, землю карагасов с остальным миром связывает небо. Вертолет летит из Нижнеудинска в Тофаларию около часа. Однако до недавнего времени цена билета кусалась –7500 рублей в одну сторону.
Переломный момент произошел в 2015 году, когда правительство Иркутской области решило субсидировать перелеты из регионального бюджета. Стоимость билета для российских граждан сократилась в десять раз.
– Теперь, когда средний билет на вертолет или самолет стоит не 15000, а 1500 рублей, когда у нас есть договоренность с туроператорами, разработанные маршруты – туристов должно стать больше, – говорит руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. – Люди не только увидят эту великолепную природу, хорошо отдохнут, но и внесут свою лепту в помощь малочисленным народам Сибири. Сегодня в Тофаларии готовы принять туристов и будут им рады.
Местные власти как со стороны Нижнеудинского района, так и глава поселка Алыгджер Владимир Лобченко, давно работают над разработкой программ и организацией приема туристов. Местные жители активно поддерживают эти начинания.
– Движение началось с того, что цена на билеты была снижена. Если раньше местные жители просто просили помощи, жаловались на многочисленные проблемы с деньгами, то теперь, после появления дешевых билетов, они приходят и говорят: у нас есть предложение, есть маршруты, помогите организовать туризм. Так и было дано начало этому проекту, – рассказывает Евгений Бровко.
На территории Тофаларии уже действуют несколько туристических маршрутов, рассчитанных на любителей разных видов активного отдыха – сплав по рекам, рыбалка, пешие походы, экскурсии в пещеры. Теперь эту информацию нужно донести до потенциального клиента. Такую помощь проекту готово оказать агентство по туризму Иркутской области.
– Для нас очень важны местные инициативы. Развитие должно быть поступательным, если есть интерес у тех людей, которые находятся на этой земле, привлекать потоки туристов, естественно, что по мере компетенции нашего агентства мы будем оказывать посильную помощь. Здесь, что очень радует, этот интерес есть, как и желание развиваться, – отмечает заместитель начальника отдела анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристской деятельности агентства по туризму Анастасия Зинюк.
Уже в августе 2016 года в Тофаларию полетят первые организованные группы туристов. В перспективе, по словам инициаторов туристического развития, это даст Алыгджеру наибольшее количество рабочих мест, образовав самое крупное коммерческое предприятие Тофаларии. А это должно потянуть за собой решение проблемы алкоголизма местного населения, содействовать возрождению народных обычаев.
Пока Алыгджер наверстывает отставание в техническом прогрессе – скоро должен появиться постоянный интернет, в поселке собираются ставить солнечные батареи. Но цивилизации еще долго не удастся нарушить уклад размеренной жизни Тофаларии. Вечные горы Восточного Саяна – надежные стражи этого уединенного мира.
Олений край
Путь в край карагасов пролегает через Нижнеудинск. Этот небольшой и тихий городок (население немногим более 30 тыс. человек) провинциальным очарованием своей размеренной жизни настраивает путешественника на нужный лад: здесь дух сибирской истории, тут же стремительная Уда, а с запада на юго-восток простирается величественная панорама далеких Восточных Саян.
Если до вертолета остается время, можно заглянуть на Уковский водопад, в получасе сплава по Уде на север. В самом Нижнеудинске скрасить ожидание поможет прогулка по улицам старинного города в поисках местных достопримечательностей. Их тут немало – город стоял на Великом Чайном пути, напоминания об этом времени сохранились в стенах местного краеведческого музея, эта история прослеживается в старинных усадьбах, памятных знаках.
Есть и свои памятники: весной этого года здесь появился бюст Владимиру Высоцкому. Местные гиды рассказывают, что когда-то артист бывал в Нижнеудинске, планировал посетить Тофаларию, прождал два дня, но летной погоды так и не дождался.
Лететь в Алыгджер, крупнейший поселок Тофаларии, чуть больше часа. За это время пейзаж за окном Ми-8 успевает кардинально измениться: равнины нижнеудинского пригорода постепенно перерастают в край безбрежной тайги.
Сойдя с трапа вертолета, вы вдохнете свежую прохладу таежного воздуха, а перед глазами предстанут суровые кручи Саян, обступающие живописную долину. Алыгджер в переводе с языка тофов значит «широкое место». Действительно, плодородный луг меж гор на берегу Уды, где располагается поселок – едва ли не единственная равнина на десятки километров вокруг.
На нескольких улицах расположены частные усадьбы, административные здания, этнокультурный центр, школа. Последняя, кстати, не пустует – в Алыгджере много детей. Население поселка, по заверению мэра, последние годы только увеличивается, что для глубинки в Иркутской области редкость.
Замечаешь, что труднодоступность тофаларского поселка довольно относительна. Например, несмотря на отсутствие дорог, стоимость продуктов в магазинах здесь едва ли отличается от Нижнеудинска.
– Цены с городскими если и разнятся, то совсем немного. Овощи, огурцы, помидоры сами выращиваем, скот здесь наш. Остальное завозим по возможности. Многое по «зимнику» к нам приходит, за зиму запасаемся, – рассказывает местный предприниматель Александр Жебулев.
Зато до дикой природы, что называется, рукой подать: в пешей доступности находятся водопады, пещера «Урунгайская Ледяная». Здесь на тропе запросто можно встретить следы кабарги или изюбря.
Спокойствие и тишину этих мест нарушают лишь звон колокольчиков мирно пасущегося скота, да изредка рокот «железных коней» – мотоциклы у местного населения наиболее популярный вид транспорта, пусть и проехать на нем можно далеко не везде.
«Но где же олени, которыми славится Тофалария?» – спросите вы. К сожалению, многочисленные стада ушли в историю, вместе с кочевой жизнью карагасов. Хотя оленеводы есть в этих краях по сей день, и, развивая туризм, местные власти хотят их поддержать.
Вспоминать играючи
Поселок Алыгджер существует с 1920-х годов, с поры, когда тофалары стали оседлыми. Смене многовекового уклада жизни способствовала действовавшая в те годы государственная политика.
До этого карагасы-кочевники веками собирались в этом «широком месте» на суглан, где торговали, устраивали праздники, обсуждали насущные проблемы. Традиция суглана была возрождена в советские годы в виде Аргамчи-Ыры, общеродовых «Арканьих игр». Следуя этой обновленной традиции, в Алыгджер раз в год приезжают жители из двух других тофаларских деревень – Нерхи и Верхней Гутары.
Аргамчи-Ыры по сей день остаются знаменательным событием в жизни тофаларов, но и представляют собой совершенно уникальное зрелище для туристов. Этот день ждут, к нему готовятся.
В этом году на суглан, который состоялся 10 июля, съехались более 500 человек. С самого утра «гнилой угол», как называют местные жители ущелье на северо-западе от Алыгджера, то и дело выдавал порции темно-синих туч, время от времени моросил дождь. Наконец, на Алыгджер обрушился ливень. Однако собравшиеся и не думали уходить, знали, как быстро меняется погода в этих местах. И были правы – не прошло и десяти минут, как стена дождя сменилась солнцепеком. «Арканьи игры» начались.
Шаман зажег костер, освятил место, совершил обряд одарения «хозяина места». Лишь только после этого праздник считается открытым. Тут же жители трех деревень, от мала до велика, загадав желания, идут повязывать специально заготовленные ленточки на священное дерево. Следом начался концерт – жители поселков Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара представили свои культурно-фольклорные программы, к которым они основательно готовились: шили костюмы, сочиняли песни, готовили танцевальные номера.
В тот день звучали песни и пословицы на языке карагасов, простые, душевные стихи о самом важном. Красной нитью через выступления тофаларов проходила тема возвращения к корням, надежд на возрождение языка и культуры предков.
Программа продолжилась национальными забавами – борьбой, состязаниями в поднятии тяжести, гонками на оленях. В довесок к зрелищам роль хлеба исполнил наваристый бульон с мясом изюбря – бухлер.
Погода подарила безоблачный остаток дня, и даже когда начало темнеть, люди не расходились. Аргамчи-Ыры завершался танцами на берегу Уды. Ночь вступала в свои права, скрывала очертания гор, окружающих край возле самого неба. Один из немногих уголков Сибири, почти нетронутый современной цивилизацией, единственной надеждой на выживание для которого остается помощь большой земли.