Люди в белом
«Равные»
США, 2015, 101 мин.
Режиссер: Дрейк Доремус.
В ролях: Кристен Стюарт, Николас Холт, Скотт Лоренс, Гай Пирс, Кейт Лин Шейл, Ребекка Хэзлвуд, Бел Паули, Дэвид Селби, Аврора Перрино, Сет Адамс, Джеки Уивер.
Антиутопия – жанр, практически не поддающийся экранизации. Чтобы пересчитать удачные фильмы о «несчастливом» будущем, достаточно пальцев одной руки. И если кто-то посчитает «Бегущий в лабиринте» и «Голодные игры», то я первый брошу в него камень. Лично мне слава причисленного к шедеврам киберпанка «Бегущего по лезвию бритвы» тоже кажется сильно преувеличенной. Единственное, что осталось в памяти из антиутопий недалекого прошлого, это «Гаттака», на которую «Равные», кстати, похожи фейсом, то есть дизайном картинки – стерильный хай-тек и все такое. Но это единственное, что их роднит.
Весь мир посмотрел фильм еще в прошлом году, и даже на прошлогоднем Веницианском кинофестивале «Равным» дали какого-то малозначительного льва, но нам это сомнительное удовольствие выпало только в июле 2016 года.
«Равных» можно рассматривать как жертву знаменитого парадокса лжеца. В оригинале это выглядит так: «Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы». Доказать, что это высказывание истинно или ложно не представляется возможным. Существует масса других интерпретаций этого парадокса, но, по сути, такие высказывания нельзя считать логическими, и никакого парадокса на самом деле нет. Вопрос: можно ли снять кино, рассказывающее об обществе будущего, где человек начисто лишен эмоций, более того, где проявление чувств является проявлением опаснейшей болезни, таким образом, чтобы у зрителя фильм никаких эмоций не вызывал? Оказывается, можно. «Равные» как раз вот такое кино.
Действие происходит в совершенно стерильном мире. Когда-то была война, в ней выжило несколько процентов человечества, оставшиеся, видимо, решили, что все проблемы от нервов, и чтобы впредь не было войны, решили запретить всякие эмоции. Люди похожи на зомби, все в белом, все вежливые, ходят чуть ли не строем, общество у них называется «Коллектив», все трудятся на его благо. Главный герой Сайлас (Николас Холт) работает в конторе, которая занимается переписыванием истории. И тут с ним случается небольшая драма, на которую он почти не реагирует, зато замечает, что коллега Ниа (Кристен Стюарт) очень переживает за него. Тут Сайлас начинает чувствовать сам, и понимает, что заражен опаснейшей болезнью – синдромом общественной сознательности (СОС). Заразившиеся синдромом начинают проявлять эмоции и могут заразить ими окружающих. А для «Коллектива» эмоции – это чума, зараженных изолируют, лечат и даже…
Ладно, обойдемся без спойлеров. Сайлас пытается бороться со своей болезнью, уходит с престижной работы, становится садовником, но ничего не помогает. Он продолжает чувствовать, его неудержимо тянет к Ниа, Ниа тянет к нему, а тут «Коллектив»… Словом, это все тот же Замятин «Мы» и немного Оруэла, еще чуть-чуть «О, дивного нового мира» и совсем-совсем ничего нового. В результате получается такая предсказуемая скукота, что, право, лучше пересмотреть еще раз «Лобстера» Йоргоса Лантимоса.