На Ольхоне установлена уникальная станция очистки сточных вод
Прибрежная зона Байкала страдает от множества стоков. Тысячи литров жидких бытовых отходов сливаются в грунт из жилых массивов и туристических баз. В воды озера вместе со стоками попадают химические вещества и патогенные организмы. Недавно в Прибайкальском национальном парке была установлена первая уникальная станция глубокой биохимической очистки бытовых сточных вод, аналогов которой нет по всему побережью.
Проблема очистки жидких бытовых отходов на Ольхонском побережье Байкала в масштабном смысле не решена. Разумеется, жидкие бытовые отходы вывозятся, а ряд турбаз имеют станции очистки воды. Но даже на самых современных и передовых турбазах уровень очистки стоков оставляет желать лучшего, как утверждают специалисты ФГУП «Заповедное Прибайкалье».
Единой системы очистных сооружений на Ольхоне нет. Как собираются и куда вывозятся жидкие бытовые отходы с острова – достоверно сказать трудно.
– Вся территория побережья на Ольхоне – это особо охраняемая зона. Дикий туризм разрушает экосистему, надо уменьшать транспортную и антропогенную нагрузку на остров, – говорит начальник отдела туризма и рекреации ФГУП «Заповедное Прибайкалье» Василий Мальцев. – Необходимо развивать экотуризм, благоустраивать туристические тропы, и в первую очередь, озаботиться вопросами очистки стоков. Байкал очищает сам себя, но уже не справляется с этой задачей. Установленная на кордоне лесничества ФГУП «Заповедное Прибайкалье» станция не имеет аналогов на байкальских берегах, поскольку проводит 99% очистку воды.
Станция стоимостью 1,2 млн рублей представляет собой два углубленных в землю резервуара, объединенных общими коммуникациями. Над чистой водой, «кипящей» ключом в одном из резервуаров, порхают бабочки. Из открытой емкости не доносится никакого запаха. И вода – вполне прозрачная на вид. Станция работает еще в тестовом режиме, но уже практически вышла на полную мощность.
– Население Хужира составляет 1300 человек. В турсезон оно увеличивается до 5 тыс. человек. За сутки объем отходов исчисляется сотнями тысяч литров. 300–400 машин приезжает в Хужир, стоки в сутки увеличиваются до 400 кубов. Практически все попадает прямо в Байкал вместе с химией, наносящей вред экосистеме озера, – поясняет генеральный директор компании-подрядчика Виталий Мажирин.
Специалист рассказывает, что зарубежный опыт очистки стоков нам мало подходит. Потому что за рубежом, по сравнению с российским законодательством в этой сфере, все довольно лояльно.
Принцип работы станции глубокой биохимической очистки сточных вод заключается в том, что в оборудовании созданы условия для размножения бактерий, которые чистят сливы и смывы.
– Они окисляют органику, убирают аммонийный азот из стоков. Кроме того, бактерии удаляют фосфаты. Ультрафиолетовое обеззараживание проводится с помощью специального блока. Происходит разделение ила и воды. В оборудовании есть ряд российских патентованных разработок – сбор донного осадка, например. Вся работа станции гарантирует получение на выходе уже абсолютно чистой воды.
Если не проводить очистку, в воды Байкала почти гарантированно попадает кишечная палочка. Прошлым летом в участковую Еланцинскую больницу обратился не один турист, подхвативший кишечную заразу на байкальских берегах. Понятно, что это не добавляет популярности байкальским турбазам. Кроме того, неочищенные стоки, сливающиеся в Байкал, способствуют развитию водоросли-паразита спирогиры, утверждает Виталий Мажирин.
– Посмотрите, направления Мухор и Куркут в этом году негласно считаются закрытыми из-за экологических проблем. Конечно, народ туда едет. Но от неприятностей никто там не застрахован, – уверен эксперт.
Он рассказывает, что станция очистки полностью автоматизирована и не требует постоянного присутствия оператора. Контроль за ее работой достаточно проводить раз в три месяца. Через дренажные фильтрующие тоннели очищенная вода уходит в грунт, который и сам по себе является неплохим очистителем. И процесс очистки можно считать окончательно завершенным.
– Работа такой станции сегодня – это единственный способ качественно и надежно защитить воды Байкала от грязных стоков. Можно, конечно, заключить договор и вывозить жидкие бытовые отходы на ближайший полигон в Иркутск. Но стоимость такого договора превысит расходы на станцию. В копеечку встанет и закрытие турбазы, если выяснится, что она не проводит очистку стоков должным образом, – комментирует Василий Мальцев. – Наша задача состоит в том, чтобы в вопросе очистки стоков люди использовали современные технические решения.
Всего на Байкале в кордонах лесничеств ФГУП «Заповедное Прибайкалье» будет работать четыре подобных станции – в Бугульдейке, Большом Голоустном, Листвянке и Хужире. Монтаж станции в Бугульдейке уже идет полным ходом.