20.07.2016 15:13
Рубрики
Книги
Теги
20.07.2016 15:13

Я тебя слепила из того, что было

Мариша Пессл

«Ночное кино»

Издательство: «Иностранка», 2016 г.

Все начинается в Центральном парке Нью-Йорка. Журналист Скотт Макгрэт совершал ночную пробежку вокруг водохранилища и увидел загадочную брюнетку в красном пальто. Увидел ли? Макгрэт вечером изрядно выпил, вот и потянуло проветриться. Не сказать, что это было правильное решение, впрочем, правильных решений у него оставалось все меньше и меньше. Когда-то он был крутым, ну очень крутым журналистом, расследовал такие дела, забирался в такие дебри, но теперь все это в прошлом. Скотт – пария, его выгнали из всех редакций, никто не хочет иметь с ним дело.

Крушение карьеры Скотта связанно с попыткой собрать материал на культового кинорежиссера, оскаровского лауреата Станисласа Кордова, который не появлялся на публике вот уже 30 лет. Однако фильмы Кордова снимать не прекратил, только это были фильмы ужасов, запрещенные к широкому прокату. Их показывали тайно, по ночам, на частных вечеринках… Вокруг этих фильмов творилось что-то непонятное: кто-то стал убивать детей «как в кино». Накануне прямого эфира неизвестный позвонил Скотту и сказал, что Кордова что-то делает с детьми на своей вилле «Гребень». В прямом эфире, переполненный эмоциями после анонимного звонка, Макгрэт заявил, что кто-то должен убрать Кордову. Адвокаты доказали, что это призыв к убийству и отсудили четверть миллиона долларов компенсации, запрет на профессию, уход жены…

Вот почему Скотт пьет, бегает по ночам, и ему мерещатся девушки в парке. Он бы и рад забыть о режиссере, разрушившим его жизнь, и начать все заново, но принципы. К тому же он узнает, что единственная дочь Кордовы Александра сбежала из психиатрической клиники и покончила с собой. Скотт уверен, что это было убийство и виноват в нем режиссер.

«Ночное кино» можно назвать романом о кино, а можно и кинороманом. Станисласа Кордова в реальности не существует, это собирательный образ: что-то от Хичкока, что-то от Линча, что-то от Полански. А еще «Ночное кино» – книга в буквальном смысле интерактивная. Это очень интересно выглядит: книжка не тоненькая, около 600 страниц, обильно снабжена скриншотами сайтов, вырезками газетных страниц, фотографиями и отсканированными документами. Каждый шаг журналистского расследования, которое ведет Скотт Макгрэт, подробнейшим образом задокументирован: где он ходит, какую музыку слушает, с настоящими адресами и ссылками на Google – Карты. Некоторые иллюстрации можно сканировать и получать дополнительную информацию через специальное приложение.

Мариша Пессл всеми способами пытается «затащить» читателя в выдуманную реальность. Иногда это ей удается. Пишет она бойко, атмосферу нуара создает умело, но как плохой актер, часто переигрывает. Ближе к концу романа навязчивый интерактив начинает утомлять, а разваливающаяся реальность создает ощущение, что она никогда не склеится. И даже когда сюжет склеивается, то получается как-то криво. На «погружение» потрачено много сил, но погрузившись, мы видим типичные, можно даже сказать, ходульные персонажи детектива в жанре нуар и общеизвестную констатацию – искусство требует жертв. Маловато будет!