«Макбет» сегодня в тренде
В Иркутском драмтеатре поставили трагедию Шекспира
«Все начатое дурно крепнет злом» – так в нескольких словах можно передать основную идею спектакля «Макбет», который закрыл сезон Иркутского драмтеатра. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко превратил одну из самых известных пьес Уильяма Шекспира в кровавую и прекрасную фантасмагорию.
– Поставив «Макбета», мы внезапно попали в тренд, эта трагедия вдруг стала востребована на многих сценах, – отметил Валерий Анисенко. – Видимо, что-то витает в воздухе, ведь мир, каким мы его знаем, сегодня оказался на краю погибели. Я послевоенное дитя, поэтому, когда я сейчас смотрю телевизор, то думаю: «Что же они делают, ведь наш народ пережил страшную войну? Чего добиваются эти маленькие человечки в своих карликовых государствах?»
В начале спектакля над сценой поднимается полная луна. Пространство, которое она озаряет, напоминает готический собор. Зритель видит лестницу в глубине сцены, рассекающую пространство по диагонали. Слева – высокие мобильные конструкции из деревянных реек, одновременно напоминающие готический храм и крепостные стены. Декорации, придуманные заслуженным деятелем искусств России Александром Плинтом, получились одновременно эффектными и аскетичными. Первыми на сцене появляются ведьмы (Екатерина Константинова, Глеб Ворошилов, Зоя Соловьева), которые предрекают Макбету королевскую корону. Их образы благодаря костюмам, созданным Оксаной Готовской, пластике, над которой работал хореограф Владимир Лопаев, в сочетании с прекрасной актерской игрой, получились одновременно пугающими и притягательными.
Роль короля Макбета в спектакле исполнил молодой артист Иван Гущин, которого зрители недавно видели в двух крупных ролях: главной в спектакле «Александр Невский в серединном мире» и Менахема-Мендла в «Поминальной молитве». Его супругу леди Макбет с потрясающим накалом страстей сыграла Евгения Гайдукова. И эта роль, безусловно, станет одной из самых значительных для актрисы.
– Работать над этим персонажем мне было очень непросто, ведь леди Макбет толкает своего супруга на убийство короля, – рассказала Евгения Гайдукова. – Конечно, она это делает во имя грядущего благополучия, хочет немного его подтолкнуть, а потом, когда эта «телега» несется с горы, сметая все на пути, ужасается от совершенного. Главная сложность в том, что ты должен быть адвокатом своей роли, иначе зритель тебе не поверит. Но чем больше в театре приходится мотивировать убийства и предательства, тем в жизни ты становишься более сентиментальным и чистым и буквально гусеницу переносишь через дорогу.
В спектакле же леди Макбет, будто завороженная пророчеством ведьм, со всей страстью убеждает мужа убить короля. Кстати, здесь удачно обыграно выражение «руки по локоть в крови», ведь после совершения этого смертного греха на героях оказываются красные перчатки. В итоге леди Макбет сходит с ума от чудовищных смертей, которые совершает ее супруг, стараясь упрочить трон. Она совершает самоубийство, а ее муж, услышав об этом, лишь произносит: «Не догадалась умереть попозже». И тогда становится ясно, насколько необратимая трансформация произошла в душе Макбета. Ведь перед этим он вероломно убивает своего друга Банко (Алексей Орлов I) и вырезает всю семью Макдуфа (Василий Конев), которому в финале этой кровавой драмы суждено сразить тирана.
– Нельзя добиться власти нечестным путем, а потом справедливо править, – подводит итог истории Валерий Анисенко. – Даже грешная мысль наказуема, тем более наши деяния – хорошие и плохие. Мне хотелось именно это показать в спектакле. Леди Макбет учит своего мужа: «Лишь
капля крови, а потом ты создашь сильное государство, будет процветать народ. Что там этот старик король? Пьяница, он уже все государство пропил!» Но когда дело сделано, идет такое саморазрушение, которое даже она не в силах пережить.
«Зло есть добро? Добро есть зло?» – этот вопрос в начале и в конце спектакля задают, обращаясь к залу, ведьмы. Ответить на него каждому зрителю предстоит самостоятельно.