ВСЖД демонстрирует динамику роста
В преддверии профессионального праздника – Дня железнодорожника – начальник ВСЖД Василий Фролов встретился с журналистами и рассказал о том, как магистраль живет в новых экономических реалиях, о темпах стройки на БАМе и Транссибе, а также первых результатах работы Единого клиентского центра, направленного на формирование новой культуры по обслуживанию потребителей транспортного рынка.
Грузоперевозки как индикатор экономики
Отечественные производители второй год живут в новых экономических реалиях. 2016 год стал своеобразным испытанием на прочность для многих предприятий. Так, сокращение ВВП и спад промышленного производства в России привели к снижению объемов погрузки. Однако в июне тенденция переменилась. К примеру, на ВСЖД уровень погрузки вырос на 2,5%, что позволило выполнить производственные планы с превышением графика. При задании в 175,5 тыс. тонн грузов среднесуточная погрузка составила 177,7 тыс. тонн. Это позволило погрузить сверх плана почти 67 тыс. тонн грузов.
– Многие специалисты и аналитики в сфере финансового развития высказывали мнения о том, что железнодорожный транспорт и динамика его работы являются индикатором состояния дел в экономике всей страны. Я с этим согласен, – отметил Василий Фролов. – В текущем году на ВСЖД отмечается стагнация по объему погрузки. Это связано, безусловно, с теми экономическими проблемами, с которыми столкнулась наша страна, но есть и ряд объективных причин.
По словам начальника ВСЖД, объемы перевозок за первое полугодие нынешнего года на 1,3 млн тонн (или 4,1%) снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам пяти месяцев отставание от прошлогодних показателей составило 5,3%.
Василий Фролов пояснил, что основной причиной снижения погрузки стало переключение отгрузки сырой нефти для Хабаровского нефтеперерабатывающего завода с сентября прошлого года – потери составили более 1,5 млн тонн.
– После ввода в эксплуатацию участка магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан отгрузка сырой нефти от станции Зуй прекратилась. Нефть ушла магистральным нефтепроводом, – сообщил Василий Фролов. – Это объективная причина снижения погрузки для ВСЖД, поскольку объемы в целом для страны сохранены, только изменился трафик ее поставки. Кроме того, на динамику повлияло снижение погрузки химических грузов на 260 тыс. тонн из-за поломки технологического оборудования на Ангарском заводе полимеров в феврале текущего года.
Тем не менее в жестких экономических реалиях железнодорожникам с начала года удалось дополнительно привлечь 12,3 тыс. тонн грузов. Так, на Восточно-Сибирской железной дороге увеличились объемы погрузки черных металлов (на 55,1%), строительных грузов (на 30,7%), бумаги (на 18,9%), соли (на 7,5%), лесных грузов (на 3,5%).
Политика клиентоориентированности
Чтобы сохранить уровень погрузки на железной дороге, в 2015 году стали использовать механизм тарифных коридоров для различных предприятий. На ВСЖД определили тех клиентов, которые прогнозировали снижение объема грузов. Среди них ОАО «Тыретский солерудник», ООО «Ангарский азотно-туковый завод», АО «Саянскхимпласт», АО «Ангарский цементно-горный комбинат» и ОАО «РУСАЛ Братск». Руководству этих предприятий предложили увеличить погрузку за счет переключения части грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.
В рамках этой работы ОАО «РЖД» снизило железнодорожный тариф на импортные перевозки сырья для нужд алюминиевой промышленности. Кроме того, с компанией
РУСАЛ был заключен договор на применение понижающего коэффициента к действующим тарифам на импортные грузы, следующие на станции Акульшет, Багульную и Гончарово ВСЖД.
В ходе своего выступления Василий Фролов отметил, что сегодня все транспортные компании стремятся быть клиентоориентированными.
– Мы понимаем, для того, чтобы быть конкурентноспособными, не надо усложнять процедуру нашего общения с клиентами, ее нужно максимально упростить, – сказал начальник дороги.
Именно с этой целью на ВСЖД был создан Единый клиентский центр, который начал работать в сентябре прошлого года. Центр стал первым учреждением ОАО «РЖД», где аккумулирован практически весь перечень транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок, в том числе во взаимодействии с Восточно-Сибирской дирекцией по управлению терминально-складским комплексом, АО «РЖД Логистика», АО «ФГК», ПАО «Трансконтейнер». Главным его преимуществом является обеспечение легкого доступа для клиентов ко всем транспортным продуктам холдинга по принципу «одного окна», при этом специалисты индивидуально подходят к решению потребностей каждого клиента.
Василий Фролов рассказал, что в первое время работы в иркутский центр поступало небольшое количество обращений – несколько десятков в месяц. Затем их число многократно увеличилось.
– На сегодняшний день поступило более 16 тыс. обращений и от грузоотправителей, и от грузополучателей. Было заключено 90 договоров с теми клиентами, которые ранее не пользовались услугами железнодорожного транспорта. В том числе это компании малого и среднего бизнеса. Дополнительно за счет новых клиентов к погрузке было привлечено более 12 тыс. тонн груза. По результатам работы я с уверенностью могу констатировать, что в Иркутске Единый клиентский центр себя оправдал. У нас есть планы распространить положительный опыт в обслуживании клиентов в Улан-Удэ, – сообщил Василий Фролов.
Модернизация магистрали
Отдельно начальник ВСЖД остановился на теме БАМа и Транссиба. В этом году, по словам Василия Фролова, планируется ввести в эксплуатацию семь объектов модернизации. Среди них два объекта строительства вторых путей на перегонах Таксимо – Лодья и Сакукан – Салликит, а также пять объектов реконструкции малых и средних искусственных сооружений – на 5510 км, 5512 км, 119 км, 643 км и 644 км.
– В целом в рамках реализации программы модернизации БАМа и Транссиба нужно построить и реконструировать 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов и построить новый Байкальский тоннель, – уточнил Василий Фролов.
В завершение встречи Василий Фролов сообщил, что к 1 ноября 2016 года в Иркутске планируется открыть Центр управления перевозками на Восточном полигоне. Новая структура позволит систематизировать грузоперевозки на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной магистралях. В частности, специалисты Центра займутся разработкой графика движения поездов и логистикой. Это будет еще одно опорное звено в повышении качества и эффективности грузоперевозок по железной дороге.