Иркутск дореволюционный
Показали горожанам на фотографиях
Известный журналист, фотограф и краевед Рудольф Берестенев провел лекцию в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского, во время которой были показаны оригинальные фотографии XIX – первой половины XX века.
Рудольф Берестенев долгое время собирал разные краеведческие материалы, публиковал интересные истории о фотографах в местной прессе и даже собирал коллекцию старинных фотоаппаратов и кинокамер. Около 100 первых собранных экземпляров техники он передал на хранение городскому музею. Вторая коллекция – около 80 единиц – отправилась в краеведческий музей. Также около полсотни аппаратов периодически выставляются в разных музеях во время тематических выставок. Еще одно из увлечений Рудольфа Берестенева – коллекционирование фотографий. Краевед признается, что старинные фотографии позволяют понять, как жили люди сотни лет назад и свидетелем каких событий они являлись.
После изобретения фотографии на Западе фотографам стало тесно. Они поняли, что это доходное дело и на нем можно создать неплохой капитал, поэтому уезжали в другие города, в том числе Москву, Санкт-Петербург. Ехали именно туда, потому что там кипела жизнь и были сконцентрированы деньги. Среди этих фотографов был французский инженер Альфред Давиньон. Сначала он приехал в Петербург и делал дагерротипы там. Давиньон снял почти половину столицы, а когда узнал о декабристах в ссылке, то решил заработать и на них. И вот с этой тяжелой техникой и химикатами отправился в Иркутск. Здесь он прожил полгода. Фотография приносила хороший доход: один дагерротип стоил около 150 рублей (в те временам это сумма зарплаты преподавателя за месяц). Фотографировались в основном купцы. Также Давиньон сделал дагерротипы с декабристов – Волконского, Трубецкого, их семей, братьев Поджио.
Рудольф Берестенев показал рисунок, на котором изображено первое фотоателье. Керосиновая лампа освещает клиента. Выдержка была длинной, поэтому порой человеку, которого снимают, приходилось замирать на 16 секунд. Чтобы получить желаемое неподвижное изображение, фотографы использовали специальный ухват, который держал голову снимаемого. Впрочем, и это не всегда срабатывало. Например, снимок декабриста Панова получился не очень четким из-за небольшого движения. Кстати, Николай Панов этот снимок не выкупил. В старых фотоателье для фиксации положения снимаемого также активно использовалась тумбочка, на которую нужно было класть руки. Фотограф предупреждал своих клиентов, что они будут сняты в зеркальном изображении. Например, если трубка была в правой руке, то на фотографии она окажется в левой. И чтобы снимок получился правдивей, люди просили отпечатать два варианта.
В 1858 году в Иркутске появилось фотозаведение рижского немца Августа Гофмана.
Он один из первых в нашем городе не только начал снимать портеры, но и открытые пространства. Гофман был человек пытливый, закупал лучшую технику, постоянно ездил за границу для обучения и совершенствования навыков. Он проработал в Иркутске 50 лет. Самым ценным в его деятельности стало то, что он снял виды Иркутска до пожара 1879 года. Гофман делал панорамы города с Глазковской и Иерусалимской гор. На одном из снимков он сфотографировал улицу Большую (ныне Карла Маркса) с Благовещенской церкви. Именно Гофман сделал первый репортажный снимок – в 1866 году снял церемонию закладки часовни Спасителя на углу Большой и Ивановской (Пролетарской). Часовня Спасителя была построена в память о спасении царя Александра II во время первого покушения. Надо сказать, что Августу Гофману несказанно повезло. У него получилось снять всю толпу с верхней точки благодаря тому, что все люди стояли неподвижно. Кстати, на старых снимках улицы города пустые из-за выдержки и слабой чувствительности фотоматериалов. На некоторых изображениях не пропечатывались не только люди, но целые и здания. Ближе к XX веку фотографы начали снимать более четкие фоторепортажи: появилась новая техника, выдержка стала короткой, а материалы – более светочувствительными.