Пространство в квадрате от художника Евгения Дорохова

Свою «Систему координат» представил в Иркутске один из ведущих омских художников Евгений Дорохов. В арт-галерее «DiaS» открылась его персональная выставка, на которой можно увидеть 60 произведений, созданных под впечатлением его пленэров на Алтае, в Казахстане, Крыму, Италии, Франции, Германии, Китае. Однако большинство работ посвящено Байкалу, с которым у художника сложились особые отношения.

– Впервые я побывал на Байкале в студенческие годы, тогда я на полдня сбежал из спортивного лагеря на Лене со строгой дисциплиной, чтобы посмотреть на озеро, добрался туда автостопом, чтобы бросить монетку, и вернулся обратно, – вспоминает Евгений Дорохов.

Однако большинство этюдов и полотен он создал на пленэре на северном Байкале в прошлом году.

– Мы жили у эвенков, база стояла в кедраче, дальше – непроходимая тайга, впереди – берег и вода, то есть это совсем не туристические места, – рассказал Евгений Дорохов. – Именно тогда мне удалось по-другому прочувствовать озеро, ощутить его мощь и суровую красоту. Кстати, перед выставкой мне удалось вновь побывать на Ольхоне, в первый раз я был на острове 16 лет назад. Думаю, что из этой поездки родится новый проект.

А пока Евгений Дорохов предлагает погрузиться в разные состояния Байкала. На выставке можно увидеть несколько полотен, которые отличаются только цветом и выражают разные состояния озера – шторм, штиль, закат, расцвет.

– Вот гладь Байкала, которую мы наблюдали, когда перебирались через озеро, а вот шторм, такой, что с палубы все сносило, а потом разные состояния воды: закат, рассвет, полдень, – пояснил Евгений Дорохов. – Другая серия посвящена камням, ведь там, где мы жили, были целые россыпи на берегу, с удивительными узорами, в которых можно увидеть целые вселенные. А вот мой необычный автопортрет, где я себя сравниваю с камнем, который преодолевает большую расщелину.

Классическая живописная школа здесь сочетается с тяготением автора к концептуальному искусству.

– Обычно я создаю концептуальные проекты, в которых пространственные композиции соединены с музыкой, видео и документом, – рассказал Евгений Дорохов. – Я увлекаюсь какой-либо темой и всесторонне исследую ее несколько лет. Последние были посвящены архаике, космосу и письмам. Эта выставка – исключение, хотя и здесь я попытался представить видео байкальских волн, камни в витринах. А если говорить в целом, то внутри меня нет конфликта между реалистическим и актуальным искусством, ведь для меня это лишь средство, чтобы исследовать пространство во всех его проявлениях.

Все произведения Евгения Дорохова имеют форму квадрата, отсюда подзаголовок к выставке – «Территория – квадрат». Автор признается, что это его любимая форма:

– Квадрат – это статика, в которой мне хочется либо какой-то динамики, либо что-то в этом квадрате сотворить иное.

«Дорохов передает образно-пластические и колористические ценности природных ландшафтов. Каждое произведение имеет форму квадрата. Заданный формат хранит в себе и «конфетти» байкальских камней, и одинокое облако над итальянским пейзажем, и подсолнух у подножия небоскреба в Шанхае, и многое другое. Таким образом, художник создает свою систему координат, куда попадают небо и земля, иначе – высота и широта», – пишет о проекте искусствовед Галина Лузянина.

Выставка будет работать до 28 августа.

 

Справка

Евгений Дорохов родился в 1958 году в городе Калачинске Омской области. В 1984 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького. Член СХ СССР с 1991 года. В 2007 году основал кафедру монументально-декоративной живописи в Омском государственном педагогическом университете. Работы профессора есть во многих музеях и частных коллекциях России, Польши, Германии, Австралии, Канады, Китая и США.