Шишкинская писаница – шанс совершить путешествие во времени

Уникальный памятник древнего наскального искусства Восточной Сибири – Шишкинская писаница расположена на берегу Лены. На сегодняшний день это единственный комплексно изученный объект с наскальными росписями не только в России, но и во всем мире. Долгие годы писаницу изучали и реставрировали специалисты из Иркутска и Москвы. Но несмотря на то что памятник археологии по документам с 1948 года стоит на госохране, в реальности он мало защищен от вандалов.

25 лет Шишкинскую писаницу изучала иркутский археолог Лариса Мельникова. Вместе с супругом археологом Вадимом Николаевым и геологом Ниной Демьянович они написали двухтомную монографию, посвященную памятнику. Сейчас Лариса Мельникова, как может показаться на первый взгляд, относится к проблемам объекта философски. Но чем больше она говорит о писанице, тем очевиднее становится, что у археолога буквально сердце кровью обливается за их судьбу.

– Лариса Владимировна, почему писаница называется Шишкинской?

– По деревне Шишкино, археологический объект называют по расположенному рядом жилому поселению. Первое упоминание о писанице появляется еще в начале XVIII века. Известный ученый Герард Фридрих Миллер во время своего 10-дневного пребывания в Верхоленске даже послал художника скопировать петроглифы, но интереса к их изучению не проявил.

– Известной на весь мир писаницу сделал Окладников?

– Да, будущий академик, а на тот момент молодой ученый, выросший на Лене, был в тех местах с экспедицией, и местное население рассказало ему, что недалеко находятся рисунки на скалах. Он их увидел и посвятил исследованию петроглифов всю свою жизнь. Нужно отметить, что обычно под словом «петроглифы» подразумевают рисунки, выбитые на скалах. Но на Шишкинской писанице они выполнены в совсем другой технике – протерты на скале камнем, поэтому неподготовленному человеку увидеть их сложно. Особенно хорошо они видны на закате – именно тогда протиры своей пришлифованной частью выглядывают из шершавой скальной поверхности.

– Когда впервые был поднят вопрос о музеефикации писаницы?

– Окладников проработал на писанице пять лет. Итогом его работы стал двухтомник. В первом томе, который вышел в Москве, были опубликованы копии петроглифов, а во втором, изданном в Иркутске, – его рассуждения о наскальной живописи. Именно тогда он попытался привлечь внимание руководителей к писанице и мечтал создать музей на ее базе. По его мнению, уникальность объекта заключалась в том, что здесь представлены рисунки практически всех археологических эпох от палеолита до этнографической современности XVIII–XIX веков. Даже в 1930-х годах люди, оказавшиеся на Лене в политической ссылке, писали письма на скалах в надежде, что кто-то из путников передаст весточку их близким. Скальные поверхности издревле воспринимались человеком как плоскость для передачи информации.

– Когда начались масштабные работы по исследованию писаницы?

– В 1983 году археологи ИГУ сверили наскальные изображения с записями Окладникова. Когда не все рисунки были обнаружены на скалах, возникла необходимость вторичного копирования. Руководство же Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области решило выполнить эту работу на более высоком уровне. В итоге на протяжении 25 лет на памятнике работали микробиологи, геофизики, гидрологи, химики, реставраторы, геологи, археологи, ботаники и фотографы. Был привлечен Московский институт реставрации им. Грабаря, сотрудники которого более 10 лет отрабатывали методику снятия наскальных надписей, заделывания трещин, каверн и укрепления корочек, отслаивающихся от скалы. Затем была попытка Московского инженерно-строительного института проложить туристические тропы к памятнику. Но спустя год специалисты сделали вывод, что он не готов к музеефикации – сначала нужно было скопировать петроглифы и отреставрировать памятник. Тогда на помощь археологам пришли сотрудники Института земной коры СО РАН Владимир Литвин, который через два года скончался, и Нина Демьянович, трудившаяся с нами 15 лет. Нужно отметить, что практически все, кто работал на Шишкинских писаницах, сделали удивительные открытия, ведь впервые в мире был проведен настолько широко направленный комплекс научных исследований на одном объекте.

– Какие сведения выяснили ученые о памятнике?

– Оказалось, что Шишкинская писаница – объект протяженностью 3,5 км. Самые древние рисунки на нем датируются концом неолита. Небольшую группу составляют петроглифы эпохи бронзы, выполненные охрой. Затем идет обширнейший пласт средневековых рисунков, особенно I тысячелетия нашей эры, когда в этих местах жили тюрки. Очень мало рисунков относится к монгольскому времени. Геологи прояснили, почему на Шишкинской писанице нет палеолитических изображений. Оказывается, объект пережил мощный тектонический стресс в VII тысячелетии до нашей эры, и часть его была разрушена. Еще одно землетрясение состоялось на рубеже эр. Сохранившиеся рисунки выполнены на красноцветном песчанике кембрийского периода, возраст которого 550–500 млн лет. Кстати, Лена до Жигалово вся представлена красноцветами, и практически везде, где есть такие песчаники, будут встречаться наскальные рисунки. Просто на Шишкинской писанице их очень много. До настоящего времени сохранилось около 2 тыс. петроглифов.

– Что изображено на писанице?

– Окладников не зря говорил, что петроглифы – это своеобразное окно в прошлое, ведь они несут ценную мировоззренческую информацию. Древние люди рисовали лосей – тот образ, который давал мясо, шкуру и рога. Можно сказать, что это классическая таежная лосиная писаница. В рисунках эпохи бронзы появляется новая информация, которая была принесена с юга. Мы видим изображения быков, лодки, в которых сидят антропоморфные фигуры в рогатых головных уборах, сцены оргий, мифических чудовищ, похожих на дракона или крокодила. Потом в эти места приходят тюрки и записывают на скалах свое видение мира. Вот всадник седлает лошадь, кто-то пришел из похода и пригнал необычную добычу – верблюда, а вот сцены перекочевки, где люди едут в каких-то удивительных повозках, похожих на вазоны без колес, с запряженными в них быками. Есть пары – мужчины и женщины, встречаются изображения детей и фигурки птиц. Все это – в восточном крыле.

– А что находится в западном крыле писаницы?

– Его отрезает от центра сложившаяся со временем антропоморфная скала. Буряты назвали ее «заставляющая вздрогнуть», ведь она представляет собой огромную глыбу, нависающую над Леной. Стоя под ней, чувствуешь, что это, по всей видимости, божество – настолько ты мелок по сравнению с ней. У бурят был культ этой горы. По легенде, давным-давно здесь жил силач, способностями которого заинтересовался хозяин нижнего мира, в подземной тюрьме которого была закрыта смерть. Ему нужен был силач, чтобы открыть темницу. Духи украли богатыря, а когда он выполнил задание, то сделали его хозяином Лены, превратив в скалу. «Заставляющая вздрогнуть» как бы олицетворяет границу между жизнью и смертью. Ведь на скалах западного фланга все композиции посвящены сценам охоты.

– Сейчас местные жители поклоняются скале?

– Мне довелось узнать, что еще в 1970-х годах мужчины из деревни Магдан в верховьях Куленги осенью приезжали к писанице. Шаман зажигал факел и двигался в восточном направлении. Там, где огонь гас, он присматривался к росписям и трактовал их. Работы на писанице позволили высказать предположение, что посредствам рисунков человечество оставляло на скалах информацию о том, что жизнь циклична, что солнце, вставая на востоке и погружаясь за горизонт на западе, все равно взойдет вновь.

– В каком состоянии петроглифы на сегодняшний день?

– Шишкинская писаница – умирающий объект, ведь так устроен мир, что все, рождаясь, рано или поздно умирает. И геологическая порода такого возраста не исключение. Но, к сожалению, уходить из этого мира писанице помогают варварские действия людей. Люди не видят петроглифов, ведь от длительного нахождения на солнце под действием ветра и дождя они закрываются пленками гидроокислов, и без экскурсовода разглядеть их невозможно. Но народ привозит с собой краску, и плоскости пестрят самыми различными надписями. Видимо, срабатывает древний животный инстинкт – пометить территорию. К сожалению, последствия таких действий необратимы. Песчаник, как губка, моментально впитывает любую краску, удалить которую практически невозможно. Есть трудоемкая методика вытяжки ее из пор, но потом нужно тонировать поверхность, а это изменяет цвет скалы и наносит урон восприятию объекта в целом.

справка

Объект археологического наследия – писаница «Шишкинская шаманка» постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 включен в список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения.

В 2015 году приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1176-р объекту археологического наследия – писаница «Шишкинская шаманка» присвоен регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объекту культурного наследия федерального значения.

В 1992 году были проведены полевые изыскания, результатом которых явилась разработка проекта охранных зон «Шишкинского природно-исторического комплекса на р. Лене», согласованного Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР от 4 марта 1993 года за № 325.

С 1987 по 2007 годы, а также в 2010 году Государственным научно-исследовательским институтом реставрации («ГосНИИР», Москва) за счет средств федерального бюджета на памятнике осуществлялся мониторинг, разработана и опробована методика консервации поверхности с рисунками, позволяющая обеспечить сохранность поверхности скал с древними изображениями.

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области организует проведение планового мониторинга объекта археологического наследия – писаница «Шишкинская шаманка».

Служба неоднократно обращалась в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой о финансировании продолжения работ по консервации и реставрации Шишкинских писаниц с целью дальнейшей музеефикации и использования в культурно-туристических целях.

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области

комментарии

Директор арт-галереи DiaS Диана Салацкая: «Нужно всем миром сохранить писаницу»

– Искусство интересно мне во всех проявлениях, поэтому, когда я узнала, что в Иркутской области есть наскальная живопись, мне захотелось с ней познакомиться. Благодаря сторожу, который охраняет писаницу, мне повезло увидеть то, что обычно не доступно людям. Я была потрясена разнообразием и количеством изображений, хотя до этого я видела петроглифы в Европе и в Монголии. К сожалению, я увидела еще и вандальные надписи, которые вместе с природным факторами ставят под угрозу само существование Шишкинской писаницы. Когда я поняла, что утеряно очень много рисунков, пройдет еще несколько десятков лет, и мы этот памятник потеряем, возникла идея проекта «В гостях у пещерного человека». Он направлен на музеефикацию уникального объекта, консолидацию интересов органов власти, населения, СМИ по сохранению наскальных рисунков и созданию нового туристического маршрута. Изучив проблемы «Шишкинской писаницы», мы с группой единомышленников пришли к мнению, что оптимальным способом сохранения и дальнейшего использования археологического наследия на первом этапе является разработка и установка вандалоустойчивых металлических конструкций с качественной полиграфической печатью. В планах также создание экспозиции в Качугском музее, посвященной Шишкинской писанице, чтобы туристы шли на экскурсию подготовленные. Возможно, что тогда знакомые тех людей, которые оставили координаты на древнем памятнике, осудят поведение своих знакомых, и вандалам наконец-то станет стыдно за свое поведение. Мы надеемся консолидировать все силы и добиться музеефикации объекта.

Мэр Качугского района Татьяна Кириллова: «Мы должны сохранить писаницы для потомков»

– Нельзя жить одним днем и думать только о себе, поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить уникальный памятник – Шишкинские писаницы для подрастающих поколений. Сейчас район оплачивает работу сторожа, который следит за памятником, но, к сожалению, это не вооруженная охрана, и оградить памятник от вандалов он не может. Тем более ценна инициатива Дианы Салацкой, которую мы намерены всеми силам поддерживать и оказывать ей любое содействие.