Станция «Иннокентьевская»: экскурсия в прошлое
На прошлой неделе состоялась очередная экскурсия проекта «Прогулки по старому Иркутску». Она была посвящена станции Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный). Открытая в 1898 году к приходу первого поезда в Иркутск, станция являлась конечным пунктом Средне-Сибирской железной дороги. Она названа в честь первого сибирского чудотворца – епископа Иркутского святителя Иннокентия Кульчицкого, покоившегося в то время в одном из храмов Вознесенского монастыря.
Экскурсию провел кандидат исторических наук, заместитель директора музея истории ВСЖД Александр Хобта, который много лет занимается историей железнодорожного транспорта. По его словам, тема, хоть и интересная, но не особо популярная среди историков. Чтобы проложить магистраль от Урала и до Владивостока (а это более 8 тыс. км), работали сотни инженеров путей сообщения, о которых в исторической литературе сегодня нет практически ни слова, за исключением книг, изданных в Москве и Санкт-Петербурге. Но и там о них упоминается вскользь.
При проектировании Транссиб был поделен на участки по периодичности строительства. Часть дорог относилась к первому периоду, часть – ко второму и часть – к третьему. Строительство участка от Красноярска до Иркутска шло тяжело: рельеф сложный – тайга, лес, горные хребты, населенных пунктов мало, людей не хватало. В проекте будущая станция Иннокентьевская считалась конечной. Место для нее выбрано удачно – там не было ничего, кроме пашен, леса и скита Вознесенского монастыря.
Почему станция должна быть конечной именно здесь, а не в самом Иркутске? Сыграли роль несколько факторов, в том числе препятствия – реки Ангара, Иркут и Кайская гора. Но главной причиной стало то, что в 1894 году было непонятно, куда железная дорога пойдет дальше. Вариантов насчитывалось несколько, но ни один из них не был согласован.
В 1898 году, когда станция была построена, ее решили назвать в честь святителя Иннокентия. Никаких возражений со стороны епархии не было. В то время было непросто найти подходящее название станции. По указанию министерства путей сообщения в первую очередь станции назывались по ближайшим населенным пунктам либо по географическим объектам, находящимся рядом.
По словам Александра Хобты, в истории станции с точки зрения развития железной дороги можно выделить несколько периодов: прибытие первого поезда, строительство воинского остановочного пункта. Историки придают мало значения этим этапам, которые на самом деле являются важными и значимыми моментами.
Воинский остановочный пункт – это огромная территория длиной почти километр и шириной больше 300 метров, на которой было построено 60 зданий (из них только двухэтажных казарм больше 10). С 1902 года здесь был создан настоящий военный городок. К 1908 году он мог принять одновременно 4 тыс. солдат. В нем помимо казарм располагались пекарня, баня и все необходимое, чтобы солдаты, ехавшие 1,5–2 тыс. км с предыдущего пункта, могли не только остановиться и покушать, но и отдохнуть, помыться, привести в порядок амуницию и себя. К слову, таких крупнейших пунктов по Транссибу было немного. Сегодня от воинского остановочного пункта сохранились лишь некоторые двухэтажные постройки. Некоторые из них эксплуатируются, но они обшиты современным материалом, и вряд ли в них можно узнать старые постройки. Александр Хобта рассказал, что не встречал ни одного фотоснимка, по которым можно было бы узнать, как выглядели здания прежде.
На станции Иннокентьевская находилась железнодорожная больница – одна из крупнейших в то время. Самый главный корпус 1909 года постройки сохранился до сих пор. Нигде кроме Челябинска таких больших больничных комплексов больше не было.
В целом на станции находилась вся необходимая инфраструктура – депо, мастерские, поворотные круги и треугольники, где паровозы разворачивались.
Первый виадук на станции был построен в 1912 году. Сейчас на его месте стоит уже современный мост.
Во время строительства Транссиба в 1896–1898 годах министерство путей сообщения для увековечивания памяти о строительстве приняло на должность художника Пясецкого Павла Яковлевича. С ним был заключен договор на изготовление красивых цветных рисунков, посвященных созданию дороги. Министерство путей сообщения выделило живописцу два вагона – в одном он ехал сам, в другом располагалась его художественная мастерская. Пясецкий проехал от Челябинска до Читы. На этом пути он сделал сотни эскизов, по которым потом нарисовал картины.
Павлу Яковлевичу посчастливилось встречать первый поезд в Иркутске 16 августа 1898 года. Поэтому он запечатлел и станцию Иркутск (ныне Иркутск-Пассажирский), и станцию Иннокентьевскую (ныне Иркутск-Сортировочный). Его картина «Великий Сибирский путь» сегодня хранится в Эрмитаже. Картина уникальна тем, что представляет собой полотно чуть больше метра высотой и длиной 945 метров. Доступ к ней простым посетителям закрыт, поэтому изображение можно увидеть только в репродукциях. На них мы видим, что в день прихода первого поезда в Иркутск вокзал станции Иннокентьевская был празднично украшен. Украшен был и сам поезд. Впрочем, если быть точным, первым поездом был укладочный (укладывает рельсы и шпалы), он прибыл на станцию 27 июля. А первый поезд с гостями прибыл 16 августа. В промежуток с 27 июля по 16 августа был испытан и сдан деревянный мост через реку Иркут.
Участок железной дороги до Иркутска строил инженер путей сообщения Меженинов Николай Павлович. Средне-Сибирская железная дорога заканчивалась на левом берегу реки Иркут. А участок от этого берега до Иркутска относился уже к Забайкальской железной дороге. Его строил Александр Николаевич Пушечников. Меженинов и Пушечников решили осуществить историческое соединение дорог на станции Иркутск. Туда пришел первый поезд, постоял несколько минут и потом отправился на Иннокентьевскую. Меженинов со свитой вышел из поезда. Здесь началось торжественное событие, которое предусматривало встречу с рабочими. Для строителей железной дороги специально был организован праздничный вечер. Александр Хобта напомнил, что на станции Иркутск торжество отмечала городская власть и инженеры, на Иннокентьевской – рабочие. Для них был накрыт стол на 700 мест. На каждого человека были поставлены полбутылки водки, бутылка пива и закуска. Торжество прошло хорошо, строители пели, танцевали, радовались. Единственным свидетельством этого праздничного момента стали рисунки и газетные сообщения.
В 1912 году на станции завершилось строительство второго пути. В следующие годы строительство продолжалось, количество путей достигало уже десятки.