Диалог государственного уровня
Министры транспорта России и Китая встретились в Иркутске
В Иркутске прошло заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Полезным для нашего региона итогом мероприятия госуровня стало заверение министра транспорта РФ Максима Соколова о всяческой поддержке его ведомства при реализации транспортных проектов в Иркутской области.
5 августа в Иркутске прошло двадцатое заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Российскую делегацию возглавил министр транспорта РФ Максим Соколов, китайскую – министр транспорта КНР Ян Чуаньтан.
– Инициатива проведения Подкомиссии именно в Иркутске, рядом с Байкалом, исходила со стороны китайских коллег, – отметил Максим Соколов. – Выбор места встречи не случаен и имеет символическое значение, поскольку Иркутск сыграл важнейшую роль в становлении и развитии российско-китайских отношений. Через Иркутск направлялись первые дипломатические делегации в Китай, проходили торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. Иркутск также представляет интерес как развитый транспортный узел Восточной Сибири, расположенный на Транссибирской магистрали и федеральной трассе «Байкал». Здесь также находится одно из крупнейших авиастроительных предприятий России.
Максим Соколов подчеркнул, что проведение заседаний в исторически значимых местах стало доброй традицией. Члены Подкомиссии собирались в Пекине, Москве, Шанхае, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Сиане, Сочи. По словам министра, факт проведения заседания в 20-й раз говорит о долгосрочности и стабильности российско-китайских взаимоотношений в сфере транспорта:
– Задача этих встреч состоит в том, чтобы зафиксировать достигнутые договоренности и превратить их в реальные плоды и результаты сотрудничества. За годы совместной работы в рамках данного механизма был реализован целый ряд важных решений, что позволило вывести сотрудничество на новый качественный уровень.
По данным министра транспорта РФ, значительно расширилась география перевозок между двумя государствами. В настоящее время на российско-китайском направлении открыты 38 грузовых автомобильных и 45 пассажирских маршрутов. Регулярное воздушное сообщение установлено с 20 городами КНР, частота сообщения – более 20 рейсов в неделю. Максим Соколов добавил, что за последние 10 лет объем перевозок грузов на морских судах между российскими и китайскими портами вырос в три раза. Практически на треть произошло увеличение грузоперевозок автомобильным транспортом. По железным дорогам рост составил в полтора раза.
– Созданы механизмы взаимодействия в области развития пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу, и это, безусловно, является важным фактором усиления торгово-экономических и социально-культурных связей, – продолжил министр. – Произошли положительные изменения и в области развития транспортной инфраструктуры, позволяющие оптимизировать логистические маршруты между двумя странами. Региональные власти России и Китая при активной координации транспортных ведомств приступили к реализации ряда проектов строительства трансграничных объектов. Это стало возможным благодаря скоординированной деятельности наших министерств по разработке двусторонних документов, отвечающих современным реалиям. Так, за последние несколько лет было разработано и подписано более десяти двусторонних документов, регулирующих ключевые отношения в транспортной сфере.
По завершению работы Подкомиссии Максим Соколов отметил, что заседание в целом прошло в конструктивном диалоге. Четыре рабочих группы рассмотрели все поставленные обеими сторонами вопросы, особенное внимание было уделено взаимодействию двух стран при реализации заявления глав государств, посвященного сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Кроме того, достигнута договоренность о проведении 21-го заседания Подкомиссии в Китае в 2017 году.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, комментируя итоги работы Подкомиссии, отметил важность развития Иркутской области как крупного транспортного узла:
– Министерства транспорта обеих стран увидели, что у нас большие планы по развитию всех направлений перевозок, всех видов транспорта – и воздушного, и железнодорожного, и водного. Поэтому все, что связано с развитием взаимоотношений с Китаем, для нас очень важно. Ведь КНР – наш сосед и партнер. Только туристический поток из Китая в Иркутскую область ежегодно увеличивается на 50%. Мы должны соответствовать тенденциям и реконструировать все виды транспорта. Это касается и железной дороги, в частности, проведение реконструкции БАМа, и автомобильных дорог, и развития воздушного транспорта – у нас 10 аэропортов в регионе, их надо централизовать и сделать так, чтобы они работали эффективно.
Глава региона также заявил, что правительство области в настоящий момент обратилось к ряду компаний, которые могут инвестировать в модернизацию иркутского аэропорта, но на условиях области – с включением в проект реконструкции и остальных аэровокзалов.
– По нашему соглашению с Иркутской областью инвестиции в развитие аэропорта должен обеспечить субъект Федерации, – заметил в свою очередь Максим Соколов. – Мы свою задачу видим в создании новой взлетно-посадочной полосы, других объектов аэродромного хозяйства. Что касается нового терминального комплекса, подводящей инфраструктуры – это задача субъекта Федерации. На мой взгляд, привлекательность Иркутской области как крупного воздушного узлового аэропорта находится на высоком уровне, и инвесторы сюда придут, а какие именно, решать правительству региона.
В завершение российско-китайской встречи министр транспорта КНР Ян Чуаньтан поблагодарил российскую сторону, а также губернатора Иркутской области за сотрудничество. Итогом встречи стало подписание протокола Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.