Виталий Шуба: Все должно быть прозрачно и открыто
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Виталий Шуба, делегированный в верхнюю палату федерального парламента от Законодательного Собрания Иркутской области, провел традиционную встречу с журналистами региональных СМИ. Она была посвящена итогам весенней сессии СФ и планам на осеннюю сессию.
Повышение акцизов
Грабительская политика микрофинансовых организаций, накручивающая сумасшедшие проценты с заемщиков, давно уже вызывает в обществе негативную реакцию. Иркутск тоже обклеен объявлениями, зазывающими легкомысленную клиентуру: пять минут – и деньги у вас в кармане. Послушался – и попал в долговую кабалу. В прошлом году был принят закон, ограничивший объем начисленных процентов четырехкратным размером взятой суммы займа.
– В этом году планку опустили еще ниже – до трехкратного размера, – сообщил сенатор. – Я думаю, мы будем двигаться и дальше, урезая взимаемые проценты и отбивая охоту обогащаться на чужом горе. Возникла даже профессия по выбиванию долгов, так называемые коллекторы, не прописанные ни в одном законодательном акте. По инициативе Совета Федерации был разработан проект закона и уже принят Госдумой, который регламентирует работу этих самых коллекторов.
Как известно, с 1 апреля текущего года были увеличены акцизы на горюче-смазочные материалы. Российское правительство предложило направить весь дополнительный сбор в федеральный бюджет. Но сенаторы не поддержали этот вариант, сочтя, что он ущемляет интересы субъектов РФ. В итоге было принято соломоново решение: половина денежных поступлений перечисляется в федеральный бюджет, половина – в региональные бюджеты. Причем это правило распространяется и на ранее сделанные выплаты, начиная с 1 апреля.
– По моей оценке, – сообщил Виталий Шуба, – это принесет бюджету Приангарья не менее 650 млн рублей дополнительных доходов.
Сенатор рассказал о некоторых последних изменениях Налогового кодекса. В частности, федеральной налоговой службе передается администрирование страховых взносов трех государственных внебюджетных фондов: обязательного медицинского страхования, социального страхования и Пенсионного фонда. По сути, это возвращение к прежней практике, существовавшей несколько лет назад. По мнению Виталия Шубы, это позволит улучшить ситуацию, поскольку налоговая служба обладает современной технической базой, от которой невозможно скрыться нарушителям налоговой дисциплины.
Тележка с поправками
Виталий Шуба подробно остановился на работе своего родного комитета по бюджету и финансовым рынкам. Члены комитета обратили внимание на обилие сборов, которые не обозначены в налоговом законодательстве. Эти «фантомы», которых насчитывается более 50, накладывают на бизнес дополнительную финансовую нагрузку.
– Я выступил автором закона, в котором прописывается порядок установления дополнительных платежей и взносов. Все, убежден я, должно быть прозрачно и открыто. Введение новых платежей должно широко обсуждаться и, только пройдя общественный контроль, имеет право претвориться в нормативный акт, обязательный к исполнению.
Одна из главных тем, волнующая членов комитета, – межбюджетные отношения. Когда в 2005 году принимался 122-й федеральный закон, известный в обществе как «монетизация льгот», к нему постпуило более 10 тыс. поправок (когда Виталий Шуба выходил на трибуну с докладом по закону, за ним катили тележку с этими поправками). Благодаря им удалось четко разграничить обязательства Федерации, регионов и муниципалитетов. А главное – внеся соответствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, так распределить налоговые и неналоговые доходы, чтобы все уровни власти получили достаточно средств для исполнения этих обязательств.
За минувшие 10 лет 117 федеральных полномочий было передано на региональный уровень. И не всегда это сопровождалось соответствующей передачей финансовых средств. В итоге на консолидированные бюджеты регионов возложена дополнительная финансовая нагрузка в 6 трлн рублей, что почти в шесть раз больше, чем помощь из федерального центра.
– Мы буквально заставили правительство сформировать специальную комиссию под председательством Дмитрия Козака, которая занялась составлением расходных обязательств. С чего начинать? Во-первых, необходимо произвести ревизию. Эту работу выполняет уже Счетная палата РФ. Следующее – необходимо просмотреть и налоговые льготы, и налоговые и неналоговые доходы, как они распределяются между уровнями бюджетной системы, чтобы эти обязательства исполнять. И в третьих – тем регионам, которым недостаточно собственных доходов, нужно оказывать финансовую поддержку соответствующего фонда. Этот фонд должен быть погружен в федеральный бюджет и сопровождаться точной и понятной методикой распределения дотаций.
Еще одна тема, вызвавшая большой интерес регионов, это налоговые льготы. В Бюджетном кодексе прописаны 15 налогов, пять из которых региональные и местные. Сегодня сложилась ситуация, когда на федеральном уровне даны льготы по региональным и местным налогам в объеме почти 500 млрд рублей.
– Наш комитет считает, что это недопустимо. Необходимо как можно быстрее остановить этот процесс и составить график или дорожную карту для того, чтобы убрать те льготы, которые даны на федеральном уровне. Мы уже подготовили соответствующий закон, одним из авторов которого являюсь и я, в котором устанавливается исключительное право субъектов и муниципалитетов назначать льготы, и никто в этот процесс не должен вмешиваться.
Тревогу у членов комитета вызывает и существенное снижение поступлений акцизов на крепкие спиртные напитки. Между прочим, в Советском Союзе они составляли около 30% союзного бюджета и превышали доходы от экспорта нефти и газа. Интерес к этому виду продукции, как пошутил сенатор, и сейчас высок, а вот доходы упали. Одна из причин, как показали проверки, кроется в чрезвычайно высоком уровне коррумпированности этого сектора экономики. С 15 октября прошлого года по 1 апреля нынешнего изъято неучтенного крепкого алкоголя в объеме 30 млн литров.
– У нас катастрофа с акцизными марками, их массово подделывают. Сейчас в кассах магазинов дважды снимают показания акцизной марки, чтобы пропустить данные через единую государственную систему контроля. В Совет Федерации поступила даже законодательная инициатива: подделку акцизной марки приравнять к подделке денежных знаков. Ее поддерживает Минфин, как отвечающий за доходы, и возражает Минюст. Конечно, давать сразу 25 лет за подделку акцизной марки слишком жесткое наказание. Думаю, найдем компромиссное решение. Но что взыскивать будем по всей строгости, это ясно.
Финансовый пейзаж
Все регионы, подытожил Виталий Шуба, живут сейчас в условиях бюджетных ограничений. За пять месяцев этого года дефицит федерального бюджета составил 4,2% вместо запланированных 3%.
– Закладывался дефицит в 420 млрд рублей, а сегодня мы выходим уже на 700 млрд. Планировалось взять 2,1 трлн рублей из резервного фонда, а по факту, скорее всего, придется заимствовать 2,2 трлн. В этом случае остатки резервного фонда составят порядка 900 млрд рублей. Остается в запасе еще Фонд национального благосостояния, где аккумулировано более 5 трлн рублей. Созданы две экспертные группы, которые должны выработать свои предложения по преодолению экономического кризиса, вызванного как внешнеполитическими причинами, так и внутренними.
Возвращается прежняя практика принятия проектов федерального бюджета (а соответственно, и региональных бюджетов) на три года. В связи с предстоящим обновлением в сентябре депутатского корпуса Госдумы сроки рассмотрения бюджета на 2017-й и два последующих года переносятся с 1 октября на 1 ноября. Это, конечно, осложняет работу по принятию бюджета Иркутской области, поскольку необходимо заранее знать размер федеральной поддержки. По предварительным подсчетам, она должна быть выделена в объеме 19 млрд рублей.
Сенатор отметил успехи Иркутской области, сумевшей быстро освоить федеральные и областные средства и обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей от трех до семи лет. С федеральной помощью будет построена в Иркутске новая большая школа более чем на тысячу человек, а вот строительство очистных сооружений стоимостью более 8 млрд рублей уже включено в программу «Охрана озера Байкал». Актуальной остается тема строительства жилья взамен аварийного. В Совете Федерации обсуждается вопрос о пролонгации деятельности Фонда реформирования ЖКХ, из которого область в этом году получила 1,7 млрд рублей на строительство порядка 125 тыс. кв. метров жилья.