Дочки-матери
«Джульетта»
Испания, 2016, 99 мин. Режиссер: Педро Альмодовар. В ролях: Эмма Суарес, Адриана Угарте, Росси де Пальма, Мишель Женнер, Инма Куэста, Даниель Грао, Дарио Грандинетти, Натали Поса, Агустин Альмодовар, Суси Санчес, Пилар Кастро
«Джульетта» – участник программы Канского кинофестиваля. Фильм самого известного в мире испанского режиссера Педро Альмодовара «Золотую пальмовую ветвь» не получил. Жаль, конечно, но вряд ли Альмодовар сильно расстроился по этому поводу. Любовью зрителей и кинокритиков он не обделен, да и наград и призов у него уже набралось не на одну полку, а возраст и творческая форма говорит о том, что он в Каннах не в последний раз.
По сути «Джульетта» – возвращение режиссера к себе. Были у него забеги на сторону, например, комедия «Я очень возбужден» 2013 года, но они длились недолго. И трех лет не прошло, а мы снова видим один длинный-предлинный фильм «про женщину», который Альмодовар снимает всю свою жизнь.
В основе сценария картины лежат три рассказа канадской писательницы, Нобелевской лауреатки Элис Манро, еще той певицы бабьего царства. И неудивительно, что здесь они спелись, и горячее испанское сердце окунулось в прохладные воды озера Онтарио.
Свойственного Альмодовару накала страстей в «Джульетте» не увидеть, фильм на этот раз вышел чуть подмороженным и отстраненным, хотя, конечно, все фирменное в нем осталось: любимые цвета – синий и красный, стильные интерьеры и, конечно же, любимые актрисы.
Сеньора по имени Джульетта (Эмма Суарес) – женщина лет 50, бывшая преподавательница литературы, а ныне корректор, ухоженная и хорошо сохранившаяся, собирается уехать из Мадрида в Португалию со своим возлюбленным – мужчиной ее лет, таким же ухоженным и хорошо постаревшим, искусствоведом по профессии. Она уже пакует чемоданы, но, выйдя буквально за пару дней до отъезда прогуляться по улицам родного города, встречает знакомую, которая говорит, что видела ее дочь на озере Кома в дорогом пансионате, дочь живет в Швейцарии, у нее трое детей, с ней все хорошо, она прекрасно выглядит и ходит без косметики. Больше никаких подробностей о дочери, с которой она не виделась 12 лет, Джульетте узнать не удается. Известие о дочери выбивает ее из привычной колеи, в Португалию она не едет, искусствовед посылается подальше, и как побитый пес следит за ней из-за угла, а сама она перебирается в старую квартиру, ждет, что дочь вернется именно сюда, начинает писать бесконечное письмо-воспоминание.
Закадровый голос и флэшбэки погружают нас в прошлое, в котором героиня из настоящего пытается разобраться и понять, что и где пошло не так, в какой момент дочь исчезла из ее жизни и кто в этом виноват. И вот перед нами череда мужчин, которые выглядят лишь прохожими в этом женском царстве – безмолвный брошенный искусствовед, самоубийца в поезде, рыбак Хуан, живущий в море и в море же нашедший свой конец, похотливый отец Джульетты – это всего лишь статисты, функции, мираж, фон, на котором разыгрывается незамысловатая драма, авторы и исполнители которой – женщины.
Многие, конечно, разочаруются, узнав истинную причину разрыва дочери и матери. Ну да, выглядит конфликт, мягко говоря, довольно мелко и слишком уж банально, но Альмодовар в этом не виноват – жизнь такая, в ней всякое бывает.