Как проходили выборы в Иркутске в XVIII–XIX веках?
Очередная лекция проекта «Прогулки по старому Иркутску» была посвящена выборам в Иркутске XVIII–XIX веков. Провел ее президент клуба молодых ученых «Альянс», заместитель декана исторического факультета Иркутского госуниверситета Алексей Петров. Выбор темы он объяснил просто – меньше чем через месяц пройдут выборы в Государственную думу РФ.
Имущественный ценз на право голоса
Понятие «избиратель» появилось в XVIII веке. Манифест, подписанный Екатериной Великой в 1767 году, гласил: «Имеешь дом или торг, дом или ремесло, дом или промысел, тогда ты можешь быть избирателем». Этот документ был объявлен в Иркутске в марте 1767 года. В этом же году здесь впервые состоялись выборы.
До 1917 года в Иркутске работал один избирательный участок. Он располагался в здании Общественного собрания на улице Амурской (ныне Ленина). Вскоре город разделили на 20 избирательных участков. Выборы состояли из трех этапов. Первый – объявление выборов. Манифест о предстоящем избрании читался на крупных площадях в течение трех воскресений подряд. Второй этап – непосредственно сами выборы. Вначале избирали городского голову (главу города). И через три дня после этого избирали городских гласных. И, наконец, третий этап выборов – это составление полномочий и наказов для избранной власти.
Интересно, как формировался список избирателей. Во-первых, он был публичный. Никакого федерального закона о персональных данных тогда еще не существовало. Первыми в списке шли женатые и имеющие детей. На втором месте были женатые, но не имеющие детей. Третьими шли вдовцы, четвертыми – неженатые.
– Формально список составлялся не по алфавиту, а по богатству. Чаще всего женатые были людьми состоятельными. Мы сейчас все время читаем список Forbes, вот примерно таким же образом составлялся список избирателей, – поясняет Алексей Петров.
В XVIII веке право голосовать имели не более 2% жителей города. То есть если в Иркутске проживали несколько тысяч человек, то буквально одна-две сотни из них имели право выбирать. Однако иркутяне в то время вообще не любили ходить на выборы. Во второй половине XIX века – начале XX века максимум 20% избирателей посещали выборы. В Сибири по сравнению с теплыми краями явка была небольшая. Самая высокая отмечалась в Томске и Тобольске – 20% и 26%, а в Иркутске – 8–12%. Иногда выборы признавались несостоявшимися. Это происходило в тех случаях, когда избирателей было меньше, чем заявленных кандидатов.
Наиболее активными избирателями были купцы. К концу XIX века уже примерно 10% граждан имели право голосовать, потому что увеличивалось количество домовладельцев. В 90-е годы XIX века в Иркутске проживало около 30–40 тыс. человек, из которых около 4 тыс. имели право голосовать. Однако ходили на выборы лишь 250–350 человек.
Шары из березы вместо бюллетеней
До 1906 года голосование проходило с помощью баллотировочных ящиков и шаров. Деревянный ящик являлся предшественником современной урны для голосования. Он состоял из двух частей. Ящики для голосования во время выборов ставили на большой стол. Стол обязательно покрывался сукном. Голосовать нужно было за каждого кандидата. Избиратель брал баллотировочный шар (желтый шар из березы, очень похож на современный бильярдный шар) и бросал его в правый отсек ящика. Таким образом он отдавал свой голос за кандидата. Если же он был против, то бросал шар в левую часть ящика. Процедура голосования была длительной, потому что на выборы выдвигались по 60–80 или даже 100 человек. Избирательных комиссий как таковых не существовало, за выборы отвечал городской голова или несколько человек из городской управы. Поэтому было очень много фальсификаций. Кому-то шар можно было не бросить, а кому-то – бросить два шара. Все эти технологии, которые сегодня используются в более профессиональном формате, очень часто использовались в Иркутске в течение XIX века.
Баллотировочные шары изготавливались на заказ. Чаще всего его выполнял Иркутский тюремный замок. Ящики для голосования мастерили местные столяры.
Первый городской голова
Первым городским головой Иркутска в 1767 году был избран Михаил Афанасьевич Сибиряков. Он имел рудники в Нерчинске, получил личное дворянство. Когда Екатерина принимала законы, она писала: «Мы создадим специальные екатерининские уложенные комиссии для того, чтобы можно было принимать наказы с мест». И именно Михаил Сибиряков стал первым, кто написал эти наказы от Иркутска.
По положению 1775 года, которое приняла Екатерина, во всех городах должны избираться не только городские головы, но и думы. В Иркутске выборы в городскую думу впервые прошли в 1787 году. Были избраны шесть человек.
Кстати, помимо шестигласной думы, была так называемая расширенная 20-гласная дума. В нее входили представители купцов, обывателей, посадских людей, в том числе цеховых. Все гласные в эту думу избирались по городским участкам. Вообще, тогда была полная демократия: каждый избиратель мог предложить своего кандидата или самого себя. Никаких политических партий еще не было. Также выдвигать своих кандидатов имели право именитые граждане (впоследствии будут называться почетными гражданами). В Иркутске были представители разных национальностей, и они имели право выдвигать своих кандидатов в конце XVIII и начале XIX веков.
Гласными не всегда являлись купцы, иногда ими были посадские люди, обыватели. Среди них было много неграмотных, до сих пор в архивах сохранились бумаги, где гласные просто ставили крестик. Если гласный куда-то уезжал, то он мог оставить вместо себя представителя. Поэтому всегда, когда проходили выборы, помимо гласных избирали так называемых кандидатов в гласные. Кандидаты составляли примерно 20%. То есть, например, гласный на полгода уезжает на приработку или ярмарку, вместо себя оставляет брата, свата, знакомого, родственника. Этот человек является депутатом на время. После возвращения гласный забирает свой мандат и продолжает деятельность.
Работа гласных была исключительно общественной. Депутаты собирались вечерами, чаще всего заседания Иркутской городской думы проходили в семь часов вечера. Из-за холода и темени гласные не ходили на собрания. В 1906, 1907, 1908, 1909 годах ежегодно от пяти до десяти заседаний срывалось по причине неявки гласных на заседания. Когда речь зашла о введении штрафа, депутаты отреагировали мгновенно. Они заявили, что в этом случае сразу откажутся от своих обязанностей. Поэтому подобные разговоры быстро сходили на нет. Тема была скользкой, хотя в газетах очень много об этом писали, особенно в «Восточном обозрении». Публицист Всеволод Вагин все время «клеймил» городскую думу, говорил, что гласные – бездельники, ничего не делают.
Почетный гражданин Иркутска, известный публицист Григорий Потанин в 80-е годы написал интересную статью про Иркутск: «Наконец-то в Иркутске закончилось время толстосумов. Наконец-то избрали интеллигентного приличного человека». Так он отреагировал на то, что в 1886 году городским головой избрали Владимира Платоновича Сукачева – ценителя высокой культуры, собирателя картин. Вообще к Сукачеву очень трепетно относились. В городские головы избирали его три раза.
После 1917 года выборы стали проходить по округам. Временное правительство дало возможность голосовать разным категориям граждан. Однако советская власть очень быстро изменила этот порядок. По избирательному праву 1921–1922 годов больше 15 категорий граждан не имели права голосовать и участвовать в выборах. Избирательного права лишались те, кто сотрудничал с царской властью, был представителем духовенства. Получалось, что, с одной стороны, рабочие и крестьяне имели право голосовать, с другой – большая категория просвещенных людей была лишена права голосования в 20-е годы.