Картины из стекла
Представлены на международной выставке в Иркутске
Международная выставка «Краски света и огня» открылась в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. На ней представлено творчество ведущих художников России, работающих в редких техниках горячей эмали и фьюзинга.
В Иркутске техники горячей эмали и фьюзинга начали развиваться с 2013 года, когда на кафедре монументально-декоративной живописи ИРНИТУ появилось необходимое оборудование. Идейным вдохновителем нового для города направления в изобразительном искусстве стал Сергей Андрейко, который окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица. Выставка – совместный проект двух вузов.
– Сегодня мы можем увидеть в Иркутске часть экспозиции, которая этой весной работала в центральных залах Санкт-Петербурга и Москвы, – рассказал Сергей Андрейко. – Мы демонстрируем лучшие образцы этого искусства художникам и ценителям. Здесь представлены в основном станковые работы, хотя с помощью эмали и фьюзинга можно создавать и монументальные произведения, устойчивые к агрессивным влияниям окружающей среды.
Экспозиция знакомит с творчеством народных художников России Алексея Талащука и Николая Вдовкина, а также произведениями Каталин Холлоси (Венгрия) и Анастасии Вдовкиной (Россия – Румыния). Кроме того, в залах Музейной студии можно увидеть 40 работ иркутских художников: Сергея Андрейко, Натальи Довнич, Дмитрия Дорохина, Григория Свердлова, Ларисы Малкиной, Анастасии Ижганайтене и других. Здесь представлены произведения разных жанров, как вполне реалистичные, так и авангардные. Вдохновением для многих из них послужило христианство.
– Каждый автор, работающий в технике горячей эмали, имеет свой неповторимый стиль, – отметил Сергей Андрейко. – У Алексея Талащука мы видим сочетание нескольких образов и приемов обработки материала. Важна в произведении и рама, являющаяся неотъемлемой частью художественного замысла. В эмалях Николая Вдовкина интересны тонкие нюансы и переходы цвета, а также графическая точность линий. Светлана Пономаренко использует дополнительные материалы, например, монеты, которые придают работе объем. Но главное, конечно, это образы, отражающие внутренний мир художника.
Интересна и технология изготовления картин из стекла. При создании горячей эмали растертое цветное стекло накладывают на медную пластину и слой за слоем запекают в муфельной печи. При этом цвет работы при обжиге меняется – верхние слои растекаются, а нижние всплывают, причудливо перемешиваясь между собой. Иногда эмальер может наложить на одну пластину до 70 слоев. Работы же, созданные в технике фьюзинга или художественного спекания стекла, получаются при накладывании стекла друг на друга и напоминают витраж, только без металлических соединений. Кстати, в дни работы выставки посетители могут не только увидеть, как создаются работы в этих техниках, но и самостоятельно создать украшения из стекла.
– Сегодня мы пользуемся практически теми же материалами, что и в древности, но научились более широко использовать их возможности. Можно много рассуждать о том, как замечательны эти техники, и как интересно в них работать, но здесь тот случай, когда пока не попробуешь сам, не почувствуешь. Поэтому мы привезем в музей муфельную печь и научим посетителей азам этого искусства, а то, что у них получится, они смогут забрать с собой на память, – пояснил Сергей Андрейко.
Выставка будет работать до 25 сентября. Ее торжественное открытие состоится 9 сентября с участием художников Каталин Холлоси и Анастасии Вдовкиной.