Книга без героя
Дэвид Э. Хоффман
«Шпион на миллиард долларов. История самой дерзкой операции американских спецслужб в Советском Союзе»
Издательство «АСТ», 2016
Пулитцеровский лауреат Дэвид Хоффман не сразу берет быка за рога, сначала мы погружаемся в быт и нравы ЦРУ чуть ли не с момента образования этой секретной службы и лишь потом знакомимся с главным героем.
На первых страницах книги встречаются хорошо известные персонажи – в частности Пеньковский: «Он хотел разместить в Москве 29 маленьких ядерных зарядов, распределив их случайным образом в разных местах города в чемоданах или мусорных баках. Соединенные Штаты должны были предоставить заряды, проинструктировать его, как приваривать их ко дну мусорного бака, и выдать ему детонатор. С немалым трудом его удалось отговорить от этой затеи».
Есть выразительный портрет Джеймса Энглтона, шефа контрразведки. «При нем ЦРУ впало в состояние тяжелой паранойи и оперативного паралича. Он правил своим автономным подразделением, держа документы при себе и не давая к ним доступа другим службам ЦРУ. Стол Энглтона был завален досье, а сам он сидел в клубах сизого дыма, поскольку курил не переставая. У него было два хобби: выращивание орхидей и изобретение хитроумных наживок для ловли форели. Проработав шефом контрразведки ЦРУ 20 лет, с 1954 по 1974 год, Энглтон окружил себя и свою работу флером таинственности. Скрытный, подозрительный и неутомимый, он был одержим мыслью, что КГБ успешно манипулирует ЦРУ, разрабатывая свой грандиозный генеральный план».
Но книга не о них, книга о скромном ведущем инженере НПО «Фазитрон» Адольфе Георгиевиче Толкачеве, который добровольно пошел на сотрудничество с ЦРУ, и с 1979 по 1985 год, пока не был сдан уволенным и обиженным цэрэушником, передал США тысячи секретных документов о советских радарах, нанеся грандиозный ущерб отечественной обороне.
Объемный труд, основанный на документах и свидетельствах очевидцев (специально для книги Хоффмана ЦРУ рассекретило 944 страницы секретных материалов), читается лучше любого шпионского романа – не оторваться. Правда, «шпион на миллиард долларов» присутствует лишь заочно, его личность и мотивы описываются через агентов, которые его курировали, сам Толкачев прорывается только цитатами из писем, которые он писал в ЦРУ. И если быть честным, то главный герой книги не он, а ЦРУ, но это трудно назвать недостатком, просто чтобы понять, почувствовать Толкачева, надо влезть в его шкуру, стать им, перенестись в его время, а это вообще никому не по силам.
Читаешь, и тебя не покидает ощущение, что мир безумен, что его сплошь населяют шизофреники и параноики, за исключением, конечно, агентов ЦРУ, когда у них наладилась работа после отставки Джеймса Энглтона.
Да, Хоффман прямолинеен и однобок, но это и к лучшему. Если бы он взглянул на эту историю с другой стороны, то книга пропала бы, утонув в этом самом безумии. Ради чего все это, ради чего положил свою жизнь Толкачев, ненавидевший СССР, однако не собиравшийся отсюда никуда уезжать? Неужели ради того, чтобы после его расстрела заболевшая раком жена Наташа, нищая, отсидевшая три года в лагерях, попросила помощи от посольства США, а ее послали подальше?