Иркутянам рассказали о творчестве Леонида Гайдая
Школьные годы
Стартовала прогулка от иркутского лицея № 36, в котором учился Леонид Гайдай. Начальные классы находились в здании нынешней музыкальной школы № 3 за Свердловским рынком. Там Леонид Гайдай провел первые четыре школьных года, и только в пятом классе вся параллель была переведена в нынешнее здание железнодорожного лицея.
До нашего времени сохранилось большое количество воспоминаний одноклассников Гайдая. Широко известна история о том, как учительница химии в средних классах стала раздавать всем детям из класса Гайдая будущие профессии. Тогда она заявила, что маленький Леня рано или поздно однозначно станет артистом. Гайдай с детства играл на балалайке. Занятия проходили в железнодорожном клубе недалеко от дома. Там же находилась театральная студия, и Гайдай в нее постоянно заглядывал. Однажды его взяли на одну из ролей. Он был с детства крайне комичным: огромного роста, со специфической внешностью и артистическим талантом. Все это делало из него завидного актера даже для школьных комедий.
Семья
Отец Леонида Гайдая Иов Исидорович Гайдай был простым украинским крестьянином, который в 1905 году попал на каторгу за обвинение в противоцарских действиях. По легенде, он ни в каких таких действиях не участвовал. Просто ему подсунули листовку, и в тот же вечер в деревне под Полтавщиной, где он жил, эсеры ограбили одного из помещиков. Полиция стала искать в близлежащих деревнях всех, кто мог бы иметь к этому отношение. У Иова Исидоровича нашли листовку, его сразу признали виновным и отправили в Амурскую область на каторгу. Там отец Леонида Гайдая провел восемь лет. За это время в его жизни произошло несколько знаменательных событий. Проживая в тяжелых условиях, Иов Исидорович Гайдай выучился у одного из заключенных так называемой итальянской бухгалтерии. Это предопределило судьбу Иова: всю последующую жизнь он проработал бухгалтером. Один из его друзей-каторжан стал сватать ему свою родственницу по имени Маша, которая жила в Рязани. Молодые начали переписываться. И в определенный момент эта родственница отправилась в сибирскую глушь – город Свободный Амурской области – к практически неизвестному на тот момент человеку. Они поженились, прожили вместе всю жизнь, у них появилось трое замечательных детей, младшего из которых звали Леонид Иович Гайдай. Из Свободного, где все трое детей и родились, семья переехала сначала в Читу, а позже – в 1934 году – в Иркутск.
Военные годы
Летом 1941 года Леонид Гайдай закончил школу. Буквально через два дня после выпускного вся страна узнала о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Леонид вместе с большинством своих одноклассников отправился в военкомат проситься на фронт. И спустя год его забрали в армию. Служба Гайдая началась не на передовой, куда он мечтал попасть, а в Монголии. Его отправили в специальный полк объезжать лошадей. Помните сцену из Кавказской пленницы, где Шурик едет на ослике и ноги его практически волокутся по земле? Согласно легенде Гайдай придумал эту сцену, когда сам объезжал низкорослых монгольских лошадок. Над ним смеялся весь полк – ноги у него постоянно волочились по земле. И этот момент запал будущему режиссеру в душу.
Гайдай мечтал попасть на настоящую войну. В ту часть, где он служил, периодически приезжали офицеры набирать бойцов на Западный фронт. Довольно быстро выучившийся в полевой школе и получивший звание сержанта Гайдай на каждом таком отборе делал одно и то же. Всех выстраивали в линию и задавали вопрос: «Кого в артиллерию?» «Я!» – орал Гайдай. «Кого в разведчики?» «Я!» – опять кричал Гайдай. Эта история впоследствии была реализована в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Вскоре мечта Гайдая сбылась – он попал на Западный фронт в район Украины. Пройдя обучение, стал разведчиком. В 1943 году он подорвался на мине, провел восемь месяцев в разных госпиталях. Врачи хотели ампутировать ногу, но он настоял на сохранении. На костылях в 1944 году Гайдай возвращается в Иркутск в свой дом. После этого он сильно хромал всю жизнь, особенно первые годы после войны.
Театр
Прежде чем отправиться на войну, Гайдай трудился рабочим сцены в иркутском драмтеатре. В этот момент произошло судьбоносное для него событие. Осенью 1941 года в Иркутск был эвакуирован Московский театр сатиры. Труппа Иркутского драмтеатра переехала в те годы работать в Черемхово. Совсем молодой мальчик Гайдай попадает в один из лучших театров Сибири и лучший сатирический театр страны. Он оказывается под влиянием лучших в стране комедийных театральных режиссеров и актеров. Очевидно, что уходя на войну, он уже мечтает попробовать себя в искусстве. Возвратившись из армии и немного реабилитировавшись, Гайдай отправился поступать в театральную студию при драмтеатре. Он оказался намного старше всех сокурсников, но его взяли. С одной стороны, из уважения к воинским подвигам, с другой – у него был необыкновенный типаж: высокий, лопоухий, с громким голосом, блестящей дикцией, необыкновенно начитанный, умный. Таким он попадает сначала в театральную студию, а спустя какое-то время его принимают в основную труппу драмтеатра, где он впоследствии сыграл более 20 ролей. Кстати, в иркутском драмтеатре до сих пор хранятся афиши, на которых изображен Гайдай. Он навсегда мог остаться известным и блестящим актером иркутского драмтеатра. Но в определенный момент, несмотря на блестящую реакцию зрителей, коллеги по цеху, преподаватели стали говорить Гайдаю о том, что в театре его ждет незавидная судьба. По типажу на исполнителя главной роли классического спектакля он никак не подходил. Останься он в драмтеатре, вся его судьба состояла бы из исполнения коротких характерных, но далеко не главных ролей. Комедия в иркутском драмтеатре была крайне редкой гостьей. Гайдаю стали говорить о режиссерской карьере. Решив поступать в столичный вуз, Леонид посоветовался с родителями. Они его поддержали, отец сказал, что не только готов помочь сыну с поездкой, но и в случае удачного поступления в течение всего срока обучения отправлять небольшую сумму денег. Гайдай уезжает в Москву и поступает во ВГИК.
Столичная жизнь
Гайдай писал родным из Москвы регулярно. Писал блестяще, искренне: «Иногда мне кажется, что напрасно я уехал из Иркутска. Никто меня не гнал из театра, мог бы работать и расти творчески, а главное – быть с вами. Но я гоню эти мысли и, по-моему, правильно делаю. Мы еще будем все вместе. И я не буду больше жалким, растущим молодым провинциальным актером. Нет. Годы учебы пролетят быстро, получу знания, стану крепко на ноги и не сомневаюсь – не буду жалеть о том, что бросил иркутский театр». Очевидно, что не в самые простые минуты в Москве он писал это письмо. Он сомневался, но все-таки находил в себе силы убедить себя, что принял основное решение в своей жизни.
Первые кадры Гайдай снял в Иркутске. После первого или второго курса студентов отправляли на практику в одну из киностудий страны. В то время в нашем городе вовсю работала Восточно-Сибирская студия кинохроники. Сюда отправили Гайдая и его одногруппника снимать документальные короткометражки. Первые кадры Гайдая до сих пор хранятся в облкинофонде – это сюжет о трактористе-передовике.
Первая работа после окончания вуза называлась «Долгий путь». Она, в отличие от многих фильмов Гайдая, малоизвестна. Этот фильм не стал чем-то особенным. После него Гайдай обратился к жанру, к которому тяготел всю жизнь – комедии. И тогда он нашел замечательный сценарии под названием «Жених с того света». На главную роль он выбрал Георгия Вицина. Все складывалось блестяще. Фильм о проблемах советской России и произволе чиновников получился интересным, но с ним жестоко обошлась советская цензура. Из полнометражной картины сделали короткометражку, вырезав оттуда практически все, что можно было – режиссерское содержание, смысл, тон. Увидев фильм в итоговом монтаже, Гайдай сказал, что это не его картина. Естественно, у фильма и не было хорошего проката, до зрителя он не дошел. Навис вопрос: а сложится ли вообще кинематографическая судьба Гайдая. Тогда ему предложили снять что-то правильное, что понравится цензуре. Гайдай переламывает себя и снимает фильм «Трижды воскресший». Это была жертва своему желанию остаться в профессии. Этот фильм не понравился зрителям, потому что был не искренним высказыванием творца. Гайдай поставил крест на карьере, вернулся в Иркутск в отчий дом.
Озарение
Родители поддержали решение сына. Отец выделил ему комнату, где лежала стопка газет, которые здесь получали все время, пока Леонид учился. Семья перечитывала номера, ничего не выбрасывала. И вот в ворохе газет Гайдай нашел интересный рассказ. Это был фельетон про браконьеров, которые взрывчаткой глушили рыбу, и собаку, которая стала таскать динамит. Гайдай был чрезвычайно вдохновлен этим сюжетом, написал сценарий короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс». Набравшись сил, он вновь приехал в Москву. Ему позволили снять эту картину. Фильм выходит в 1961 году и взрывает советский прокат, пользуется успехом на международных фестивалях. В картине нет слов, поэтому ее прекрасно понимали в любой стране мира. Поговаривали, что в ряде дипломатических представительств Советского Союза фильм был обязательным для наличия в видеотеке. Некоторые послы начинали сложные переговоры с представителями других государств с просмотра этой картины. Любой человек, посмотрев этот фильм, улыбался, становился более покладистым. Вероятность конфликта на переговорах сходила на нет.
Но самое главное, что в этом фильме Гайдай находит знаменитую троицу, которая потом появлялась во многих его картинах. К 1965 году начинается золотой век Леонида Гайдая, когда он с разницей в один-два года снимает пять картин подряд: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Эти картины до сих пор по всем рейтингам и опросам входят в 100 лучших фильмов за всю историю СССР. Золотой век стоил Гайдаю недешево. Всю жизнь у него были проблемы с советской цензурой: его чувство юмора, с которым он высмеивал все, что было несимпатично жителям страны, всегда вызывало отторжение у цензоров.
Память жива
Гайдай, несмотря на известность, никогда не был богатым человеком. Его супруга, известная актриса, Нина Павловна Гребешкова, зарабатывала больше. Супруги прожили вместе всю жизнь, их единственный ребенок – дочь Оксана.
В самом кинотеатральном сообществе Гайдай не был такой легендой, какой он стал для нас спустя годы. Критика в большинстве случаев смеялась над ним. Его считали представителем чрезвычайно низкого жанра, работающим на потребу малообразованной публики. В почете были совершенно другие имена и режиссеры. Гайдая это тяготило. Он все время подумывал снять что-то серьезное. Но спустя время его спрашивали, пишет ли он сценарий для серьезного фильма. И он отвечал, что нет. «Посмотрю, как народ тяжело живет в нашей стране, и рука не поворачивается писать для этих людей тяжелые сценарии и снимать тяжелые фильмы. Видимо, судьба моя в том, чтобы снимать, сколько есть сил и мочи, скрашивать жизнь этого народа и заставлять его улыбаться», – говорил Гайдай.