Наталья Воронцова: Мы обеспечиваем официальное трудоустройство
В этом году во всех центрах занятости населения Иркутской области внедрены новые стандарты, которые устанавливают правила поведения специалистов при работе с клиентами. В ближайшее время будет введено анкетирование на сайте ведомства, чтобы любой посетитель центра мог оставить свое мнение. Как отметила в беседе с корреспондентом «Областной» министр труда и занятости региона Наталья Воронцова, все это позволит повысить качество оказываемых центрами занятости услуг.
– Существуют регламенты выполнения услуг, которые сотрудники соблюдают, – пояснила Наталья Воронцова. – Но работа с людьми, особенно с теми, кто попал в трудную жизненную ситуацию, требует несколько иных подходов. Наши специалисты должны уметь оказать человеку максимальную помощь, предоставить весь комплекс мер, включающий в себя не только регламентные процедуры. Например, привлечь для решения вопроса профориентатора, психолога, юриста, чтобы проблема, с которой гражданин обратился в центр занятости, была решена. Пробной площадкой у нас является центр занятости населения Иркутска, где тестируются новые технологии. Для нас важно повысить уровень обслуживания и трудоустройства наших клиентов.
– Все специалисты сегодня прошли это обучение?
– Обучение прошли все. Сейчас готовим срез о том, как стандарты внедрены.
– Каков сегодня уровень безработицы в Иркутской области?
– Существует так называемый регистрируемый уровень безработицы – это данные центров занятости, которые регистрируют обратившихся граждан в качестве безработных. С начала года в центры занятости населения обратилось более 50 тыс. человек в поисках работы. Из них порядка 21 тыс. признаны безработными. Уровень безработицы сегодня как никогда низкий – 1,2%. Он соответствует российским показателям. В Сибирском федеральном округе уровень выше – 1,6%. Надо признать, ситуация на рынке труда достаточно стабильная. Наряду с этим существует уровень безработицы, который определяется по методике международной организации труда органами статистики. Сейчас он составляет 8,5%. Разница в показателях складывается из-за разных методик оценки безработицы.
– Кризис пошел на спад?
– Судя по показателям, характеризующим ситуацию на рынке труда, да. Когда экономический кризис начал набирать обороты, мы ожидали массового высвобождения работников на предприятиях области, но этого не произошло. Работодатели пошли по другому пути. Они принимают различные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов, это сокращение рабочего времени, оптимизация расходов на оплату труда и т.д.
– Какую работу в основном хотят получить соискатели, и что им предлагают работодатели?
– В базе центров занятости населения более 45 тыс. вакансий. Но 84% из них – рабочие профессии. Обращаются в основном в поисках работы менеджеры, юристы и другие служащие, а работодателю сегодня нужны высококвалифицированные рабочие. Отрасли, где наиболее востребованы специалисты, это добывающая, пищевая, швейная промышленность, машиностроение. Также большая потребность в специалистах в социальной сфере – не хватает врачей, педагогов, среднего медперсонала. Они составляют большую часть всех вакансий, которые есть на рынке труда. И если раньше мы говорили, что работа учителя не конкурентна на рынке, то сегодня задан стандарт – зарплата педагога должна быть равна средней по региону, а в Иркутской области это 33,1 тыс. рублей.
– Что делается для того, чтобы выровнять спрос и предложения на рынке труда?
– Для этого учреждения среднего профобразования должны переориентироваться на подготовку востребованных на рынке труда специалистов. Министерство труда ежегодно проводит опрос более 1,5 тыс. работодателей, которые потом направляют информацию о текущем и перспективном трудоустройстве. Кроме того, мы мониторим заявки предприятий в органы занятости, формируем картину спроса на рынке труда. На основании этих данных составляется перечень востребованных профессий, который направляется в министерство образования в целях ориентаций учебных заведений на подготовку студентов по приоритетным специальностям. Такая работа проводится уже два года и будет продолжена.
– Но как быть со средними специальными учебными заведениями, которые принимают на платные направления и не собираются от них отказываться, потому что они востребованы среди выпускников школ?
– Средние специальные учебные заведения все равно вынуждены ориентироваться на наш перечень и открывать больше мест по нужным специальностям, чтобы обеспечить трудоустройство выпускников. Сегодня ведется мониторинг и оценка образовательных учреждений. Уровень трудоустройства выпускников влияет на итоги аттестации учебных заведений.
Уже несколько лет идет реформирование системы образования. Более высокие требования предъявляются к программам обучения. У работодателей есть возможность участвовать в корректировке программ. И в Иркутской области эта практика активно применяется.
– Насколько востребовано профессиональное обучение безработных?
– Огромный спрос на это направление. Ежегодно мы обучаем более 4 тыс. человек разным профессиям. Это машинисты, бульдозиристы, бухгалтеры, контрактные управляющие, операторы ЭВМ и другие профессии.
– Какой процент прошедших обучение трудоустраивается?
– Наши специалисты после обучения содействуют в дальнейшем трудоустройстве, но далеко не всегда это удается. В течение календарного года находят работу порядка 60% прошедших обучение.
Очень востребована услуга по обучению женщин, находящихся в декретном отпуске. Она была предложена в кризисный 2012 год и быстро набрала популярность. Ежегодно порядка 3 млн рублей средств областного бюджета направляется на эти цели. Обучение проходят более 300 женщин.
Отмечу, что всех соискателей мы трудоустраиваем официально. Это обеспечивает социальную защищенность населения и поступление налогов в бюджет.
– А есть данные, сколько человек в области работает без официального трудоустройства?
– По данным статистики, 286 тыс. человек. За них не уплачиваются налоги, не перечисляются взносы во внебюджетные фонды. Это в основном те, кто занимается личным подсобным хозяйством, а также лица, занятые предпринимательской деятельностью без регистрации. Например, в сфере услуг – таксисты, парикмахеры, домашний персонал. Мы организовали непростую работу в данном направлении. На мой взгляд, нужно ужесточить законодательство, запретив приступать к любой работе, официально не оформив свой статус. Пока же наши специалисты могут проводить только разъяснительную работу. Но и она дает свои результаты. В прошлом году были легализованы более 27 тыс. человек, занятые неформально. На этот год нам поставлена задача легализовать более 84 тыс. человек.
– Реально выполнить план?
– Такие задачи перед нами ставят федеральные органы власти, субъекты не обсуждают эти цифры. Будем выполнять.