Квадригу занесло
Бен-Гур, США, 2016, 125 мин., 13+
Режиссер: Тимур Бекмамбетов. В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Пилоу Асбек, София Блэк-Д’Элия, Морган Фриман, Марван Кензари, Мойсес Ариас, Джеймс Космо.
Такое ощущение, что Тимур Бекмамбетов – сильно переоцененный режиссер. Сделанные на родной почве «Дозоры…» выглядели корявенько, но им многое прощалось, ведь они свои. Как только Тимур переехал в Голливуд, так все и покатилось под уклон. Его первый фильм «Особо опасен» – шедевром не был, но смотрелся достойно. Второй, «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», смотреть уже было нельзя, а третий «Бен-Гур» – так вообще полная катастрофа.
Помните, в свое время, какой был замечательный фильм «Антикиллер» Егора Кончаловского, и какой гадостью стало его продолжение. Ходили слухи, что Егору с дебютом сильно помогали талантливые и умные люди, а вот когда он вырвался в автономное плаванье, «титаник» и потонул. Сдается, то же самое происходит и с Бекмамбетовым.
Такого унылого, беспомощного, бессмысленного зрелища, как «Бен-Гур», нынче на экранах надо еще поискать. А ведь это ремейк фильма режиссера Уайлера 1959 года, который получил 11 «Оскаров» и был признан шедевром всех времен и народов.
Главное в свежем «Бег-Гуре» это лошади, точнее, бега на колесницах. Где-то там, на заднем плане, маячит сын плотника и что-то говорит евреям про любовь, Иисус на этом празднике жизни действительно лишний. Но это, собственно, не важно.
Что такое «Бен-Гур»? Да это 100 миллионов долларов, смытых в канализацию. Да одна серия «Игры престолов» выглядит дороже. В прокате фильм провалился, собрав только 50 миллионов, и вряд ли соберет больше, американские критики его просто растерзали. И правильно сделали.
В качестве единственного оправдания выдвигается версия, что плох был сценарий. Ну да, сценарий отвратителен, но зачем тогда браться снимать? Роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа», как и оригинальный фильм 1959 года, совсем о другом, нежели фильм 2016 года. В старом «Бен-Гуре» было все просто: герои выбирали между Римом и провинцией, между старым и новым заветом, между рабством и свободой, между любовью и долгом, между семьей и социумом.
В нынешнем же никто ничего не выбирает, все происходит как-то само собой, ни с того ни с сего. Мотивы героев не ясны, и сдается, что они и сами на знают, чего хотят. За это действительно «огромное спасибо» сценаристам Киту Р. Кларку и Джону Ридли, но если плох сценарий, то картинкой можно что-то исправить. Но и картинка невыносима скучна. В стомиллионном фильме всего две экшен-сцены – атака пиратских кораблей в середине и гонка на колесницах в конце. Но чтобы посмотреть главный аттракцион, надо умудриться не заснуть к этому времени. Это настолько скучно, настолько неизобретательно, что пародийная гонка в комедии «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» кажется просто шедевром.