Нейронные связи
«Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи», Леонард Шлейн
Издательство: «Альпина нон фикшен», 2016 г.
Это последняя книга Леонарда Шлейна – доктора медицины, сосудистого хирурга, автора бестселлеров – «Искусство и физика», «Алфавит против богини», «Секс, время и власть». Про Леонардо он начал писать, когда еще не знал о своем смертельном заболевании – опухоль головного мозга в четвертой стадии. Операция не помогла, ему оставалось жить совсем немного, и все оставшееся время он посвятил этой книги, закончив ее буквально за несколько дней до смерти.
Но это не очередная книга про Леонардо, которым нет ни конца, ни края. Казалось, что можно о нем написать еще – его жизнь изучена вдоль и поперек, после него осталось 5000 страниц записных книжек, в которых он фиксировал буквально каждый свой шаг, воспоминания друзей, записи биографа… Пожалуй, ни об одном человеке, жившем 500 лет назад, мы не знаем столько, сколько о Леонардо Да Винчи. Однако Леонард Шлейн не отбирает хлеб у искусствоведов и ученых, он смотрит на гений Леонардо с позиции сосудистого хирурга, неизменно интересующегося работой мозга, а в особенности разделением функций между двумя полушариями: «Я убежден, что эта межполушарная асимметрия лежит в основе многих тайн человечества».
Как и большинство нейрофизиологов, автор верит, что главное отличие мозга человека от мозга животных заключается в функциональной специализации полушарий. «Я утверждаю, что способность человека к творчеству должна быть связана с этим уникальным устройством мозга. Но почему одни люди творчески одарены больше других? Часто высказывается предположение, что нейронные связи в голове у настоящего творца устроены иначе, чем у основной массы людей. Если это так, то полезно было бы сравнить строение мозга у обычного человека и у гения».
Естественно, изучить мозг человека, умершего полтысячелетия назад, невозможно, но можно из имеющихся документальных свидетельств о жизни и творчестве Леонардо составить его, так сказать, нейрофизиологический портрет и наложить этот портрет на наши современные знания об эволюции и работе головного мозга. Этим и занимается в первой половине книги Леонард Шлейн, а во второй объясняет, как организация мозга влияет на творческие способности.
Именно в последней трети книги автора, что называется, заносит не туда, впрочем, он предупреждал, что рассказ будет не только о Леонардо – человеке, опередившем свое время, но и о человечестве и мироздании. Шлейн забывает о своем герое и задается поистине глобальными вопросами: «Почему, спрашивают ученые, мы заселились в эту Вселенную и можем теперь задавать вопрос «Почему мы здесь?», «Почему у нас есть мозг, который кажется таким большим, таким чрезмерно сложным и таким намного более развитым, чем требовалось для выживания в саванне?» Мы достигли уровня развития, позволяющего оглянуться назад и спросить: «Почему?» В живой материи родилась новая способность: размышлять о Вселенной»…
В завершении Шлейн делает предсказание. По меркам средней длительности существования одного вида на Земле, человечество находится в подростковом возрасте, и у нас намечается пубертат со всеми вытекающими последствиями. Шлейн считает, что цифровая революция покончит с эрой текста, информацию мы станем воспринимать в графическом виде, и правое полушарие у нас будет главным.